Жизненный путь композитора А.К.Лядова

Темы: , , , | Раздел: творчество композиторов

Творчество композитора особенно близко и дорого моей душе, и на страничках своего сайта насколько возможно полно и коротко выкладываю материалы о нём.

А. К. ЛЯДОВ

(1855— 1914)
Лядов принадлежал, наряду с Глазуновым, к числу виднейших учеников и единомышленников Римского-Корсакова. Талантливый композитор и педагог, крупный представитель корсаковской школы, дирижер, он был одним из авторитетнейших музыкантов своего времени.

Лядов выступил как композитор в первой половине 70-х годов. Для его формирования имели большое значение завязавшиеся еще в юности дружеские отношения с Римским-Корсаковым и В. Стасовым, а также общение с Балакиревым, Бородиным, Мусоргским, Кюи.
От своих старших товарищей Лядов унаследовал любовь к народному творчеству, его привлекали чистота и поэтичность чувств, выраженных в произведениях народного искусства, богатство народной фантазии. Ему принадлежит замечательная симфоническая сюита "Восемь русских народных песен для оркестра". На народные тексты написан цикл «Детские песни» для голоса и фортепиано.
Однако Лядов редко вводил подлинные народные песни в свои оригинальные сочинения. Глубокое проникновение в интонационный строй русской песенности отразилось на стиле его произведений, мелодика и гармонический язык которых свидетельствуют об органическом усвоении композитором особенностей народной музыкальной речи.
Национальный характер музыкального языка Лядова обусловлен также влиянием творчества его предшественников. Наиболее близки были ему Глинка, Бородин, Римский-Корсаков, отчасти Мусоргский. Перед Глинкой, как и перед его великим современником Пушкиным, он преклонялся всю жизнь.
В формировании стиля Лядова сыграли роль также некоторые видающиеся представители зарубежной музыки. В творчестве молодого Лядова сказалось увлечение Шуманом, в фортепианной музыке зрелого периода ощутимы связи с одним из самых любимых им композиторов — Шопеном.
Музыка Лядова проникнута светлым, жизнерадостным мироощущением. Спокойная и уравновешенная, исполненная созерцательности лирика, лишь изредка подернутая дымкой нежной грусти или сдержанной скорби, в виде редчайших исключений поднимающаяся до драматических вспышек,— такова одна из характерных для Лядова образных сфер. Наряду с этим Лядов воплощал и жанрово-характерное народное начало, приобретающее у него в отдельных случаях национально-эпический, «бородинский» оттенок, и впечатления любимой им светлой и спокойной русской природы.
Неотъемлемую черту творческого облика Лядова составлял юмор (весьма присущий ему и в жизни). Задорная шутка, ирония или незлобивая лукавая усмешка нашли своеобразное отражение в его музыке. Чрезвычайно близка была ему также область народной сказочной фантастики. Тяготение к ней раскрылось наиболее полно в ряде симфонических произведений последнего периода творчества, принадлежащих к наиболее яркому из всего созданного Лядовым.
Одной из характернейших особенностей творчества композитора является исключительное ограничение им своих замыслов масштабами малой формы. Какого бы жанра Лядов ни касался, везде он неизменно оставался в рамках миниатюры. Это было органическим свойством его дарования. Содержание его музыки не требовало крупных, монументальных форм.

С миниатюризмом связана типичная для стиля Лядова тщательная, любовная отделка всех деталей фактуры, в которой проявлялся его тончайший, даже несколько изысканный вкус. «Так сделать, чтобы каждый такт радовал»,— определил однажды композитор один из своих характерных эстетических принципов.

В последние годы жизни Лядов увлекался некоторыми новыми эстетическими веяниями в литературе и живописи начала XX века. В то же время, однако, он резко выступал против новых течений в музыке. Творчество большинства композиторов — младших современников — он отвергал, за исключением отчасти Скрябина, влияние которого ощутимо в нескольких поздних сочинениях Лядова. Сформировавшийся как композитор на основе классических традиций, Лядов вошел в историю русской музыки как их верный хранитель и продолжатель.

ЖИЗНЕННЫЙ И ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ

Детство и юность (1855—1878). Анатолий Константинович Лядов происходил из семьи потомственных русских музыкантов (начиная с деда — дирижера). Наибольшей известностью из них пользовался в свое время отец композитора Константин Николаевич Лядов. Занимавший заметное положение в музыкальном мире в качестве главного дирижера русской оперы, К. Лядов, превосходный музыкант, с авторитетом которого считался сам Глинка, был также одаренным композитором. Некоторые его произведения (особенно несколько обработок народных песен для хора с оркестром) были в свое время довольно популярны.
А. К- Лядов родился 29 апреля 1855 года в Петербурге, где и прошла вся его жизнь и деятельность. Соприкосновение с самого раннего детства с музыкальной и театральной средой чрезвычайно благоприятствовало развитию его дарования. Имея в любое время доступ в оперный театр, мальчик жадно впитывал музыку. Иногда он участвовал в спектаклях в качестве статиста. Наиболее яркие впечатления детских лет связаны с операми Глинки, которые маленький Лядов, по свидетельству Рймского-Корсакова, уже в эти годы любил и знал наизусть.
После непродолжительного обучения игре на фортепиано под руководством одной из родственниц он поступил в возрасте двенадцати лет в консерваторию. Здесь он занимался сначала по классам фортепиано и скрипки, затем перешел на теоретическое отделение, где его учителями были Римский-Корсаков и теоретик Ю. И. Иогансен.
Еще в годы учения Лядов знакомится с «балакиревцами»; они высоко оценивают его дарование, приветствуя его как младшего члена «Могучей кучки». «Появился новый, несомненный, Оригинальный и русский талант»,— писал о нем Мусоргский В. Стасову, сообщая о первой встрече с восемнадцатилетним композитором.
страничка нот композитора

Если появилось окно рекламы, закрывайте его, нажав на крестик справа вверху, или на кнопку "закрыть" снизу слева

08.09.2010 | Вы читали: "Жизненный путь композитора А.К.Лядова"


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *