Василий Сергеевич КАЛИННИКОВ

Темы: , , | Раздел: творчество композиторов

(1866—1900)
В С Калинников занимает по ряду причин несколько особое место в русской музыке рубежа XIX и XX веков. Его личная судьба сложилась исключительно неудачно. Тяжелая болезнь, ранняя смерть помешали полному и всестороннему расцвету его дарования.
Наследие композитора невелико. Однако и то немногое, что он успел создать, в особенности его Первая симфония, обеспечило ему еще при жизни широкое признание не только в России, но и за рубежом.
Творчество Калинникова сформировалось и созрело под благотворным воздействием традиций русской музыкальной классики. Так же, как и у многих его современников, в его стиле претворены некоторые художественные принципы и стилевые элементы «Могучей кучки» и Чайковского. Основной строи его музыки  можно  в целом  определить  как лирико-эпический.
Произведения Калинникова глубоко национальны по содержанию и по музыкальному языку. Поэтические картины русской природы сцены сельского народного быта, проникнутые лирической теплотой думы о родине — таков основной круг образов, характерных для его творчества.
Значительная часть недолгой жизни композитора протекала в условиях постоянной материальной необеспеченности и длительной болезни, доставлявшей ему немало физических страданий Однако эти тяжелые внешние условия не нашли отражения в его произведениях. Несмотря на свойственные музыке Калинникова меланхолические, порой элегически окрашенные настроения, в ней много здоровой жизнерадостности. Его творчество в целом привлекает выраженным в нем светлым, оптимистическим мироощущением.

Наиболее примечательная черта музыки Калинникова — яркость и выразительность мелодики. Истоки его мелодического стиля коренятся прежде всего в крестьянском народном искусстве в интонациях лирических протяжных, хороводных и плясовых песен. Наряду с этим многим лирическим темам присущи и типично романсные интонации. С народными истоками связано также многое в гармоническом языке композитора, нередко пользующегося ладовой диатоникой (особенно характерно для него применение натурального минора). Вместе с тем он не чужд и более сложным красочным гармоническим средствам, основанным на хроматизме (например, в тактах 4—7 начала Первой симфонии); пользуется он также различного рода параллелизмами (см. квинты в басу в начале медленной части той же симфонии) и т. п.
Симфонизм Калинникова основан на широком, непрерывном мелодическом развитии. С этим связана и склонность композитора к частому применению полифонии, как подголосочного типа, так и имитационной.
В скромном по количеству наследии Калинникова основное место занимают оркестровые произведения. Тяготение к симфонической музыке проявилось у него с ранних лет, и сам он признавал этот жанр наиболее ему близким. Симфоническое творчество периода зрелости включает две симфонии, программную симфоническую картину «Кедр и пальма», два небольших оркестровых Интермеццо. В области музыкально-театральной Калинниковым была написана в последние годы жизни музыка к трагедии А. К. Толстого «Царь Борис» и начата опера «В 1812 году», оставшаяся незаконченной. Кроме перечисленных произведений им было создано несколько фортепианных пьес (в том числе широкоизвестные «Грустная песенка» и «Элегия») и небольшое число романсов, из которых наибольшую известность получил романс «На старом кургане» (на слова И. С. Никитина).
Из всего творческого наследия Калинникова при его жизни были напечатаны лишь Первая симфония и несколько романсов. Большинство остальных сочинений было издано посмертно, ряд ранних произведений вышел в свет только в наши дни.

ЖИЗНЕННЫЙ И ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ

Детство, юность, годы учения (1866—1892). Василий Сергеевич Калинников родился 1 июня 1866 года в селе Воины Мценского уезда Орловской губернии, где отец его служил мелким чиновником. Будущий композитор с ранних лет начал впитывать музыкальные впечатления. Отец был большим любителем музыки, и в доме много музицировали: пели народные песни, популярные романсы в сопровождении гитары. Отец привил любовь к музыке своим детям, которые, как только подросли, стали принимать участие в домашних концертах.
Самым музыкальным в семье был старший сын — Василий. В детстве у него был звонкий дискант, и он пел в церковном хоре. Самоучкой он научился играть на гармонике и, подбирая по слуху, разыгрывал разные танцы и народные песни. На талантливого мальчика обратил внимание земский врач села Воины А. В. Евланов, страстный любитель музыки. Он познакомил Калинникова с нотной грамотой, начал его учить игре на скрипке и способствовал расширению его музыкального и общего кругозора. Отсутствовавшее в сельских условиях фортепиано Калинникову заменял гармонифлют (маленькая фисгармония), который был у Евланова. На этом инструменте будущий композитор имел возможность импровизировать.
В 1878 году семья Калинниковых переехала в город Орел. Отец по болезни вынужден был оставить службу. Двух старших сыновей удалось определить на бесплатные места в духовное училище (родители композитора происходили из духовного сословия). Четырнадцати лет Калинников окончил училище и поступил в орловскую семинарию. Чтобы не быть бременем для семьи, он старается заработать на жизнь собственным трудом: переписывает ноты, дает грошовые уроки, работает в качестве хорового регента.
Музыка все больше влечет к себе юношу, и он использует все возможности, чтобы заниматься ею. С первых дней пребывания в семинарии Калинников, несмотря на юный возраст, становится во главе семинарского хора. Вскоре этот хор стал лучшим в Орле. Калинников выступал с хоровыми концертами в Орле и близлежащих уездных городах, делал для этих концертов переложения народных песен для хора. В Орле он впервые услышал оркестр, игравший в городском саду; несмотря на невысокий уровень исполнения этого оркестра, молодой музыкант был потрясен до слез новым для него звучанием.
Не получив в детские и юношеские годы систематического музыкального образования, Калинников рано впитал, однако, много впечатлений, которые отразились впоследствии в его творчестве и определили характерный для него круг образов. Знакомство с детских лет с народной песней, сознательное и углубленное вникание в нее в процессе занятий с хором, несомненно, оказали влияние на формирование его мелодического стиля. Жизнь в селе, в глухих уголках Орловского края, способствовала пробуждению в нем творческого воображения и любви к родине. Детство и юность композитора прошли в местности, воспетой Тургеневым. Имение писателя Спасское-Лутовиново находилось поблизости от села Воины, и Калинников в детстве бывал там с отцом. Наезжая время от времени в Воины и в зрелые годы, он часами бродил по любимым местам, упиваясь очарованием родной русской природы, которая не случайно ассоциировалась у него с творчеством автора «Записок охотника».

Во вступлении к неоконченной опере «В 1812 году» Калинников, по собственным словам, стремился «передать то настроение от чисто русского пейзажа, которое так чудесно выражено Тургеневым» в одном его стихотворении. Первое оркестровое произведение композитора — симфоническая картина «Нимфы» — было написано на сюжет одноименного стихотворения в прозе Тургенева.

С юности увлекался он также древнерусским богатырским эпосом. Восхищался он и «Словом о полку Игореве»; оно тоже связывалось у него с реальными впечатлениями от древних городов Орловского края, например, Трубчевска, где он бывал.

Продолжение статьи =>

Если появилось окно рекламы, закрывайте его, нажав на крестик справа вверху, или на кнопку "закрыть" снизу слева

28.10.2010 | Вы читали: "Василий Сергеевич КАЛИННИКОВ"

One Response to “Василий Сергеевич КАЛИННИКОВ”

  • Мария:

    Всегда нравилось творчество этого прекрасного композитора, а теперь удалось узнать о его жизни. Спасибо Вам большое.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *