Василий Сергеевич КАЛИННИКОВ. Продолжение

28.10.2010 | Темы: | Раздел: творчество композиторов

Начало статьи =>

Придя к твердому решению стать музыкантом, Калинников, по окончании в 1884 году семинарии, едет в Москву и поступает в консерваторию. Здесь он смог, впрочем, проучиться всего один год, так как у него не оказалось средств для уплаты за дальнейшее обучение. Но это препятствие не остановило Калинникова: он поступил в московское Филармоническое училище на два отделения одновременно — композиторское и отделение духовых инструментов (по классу фагота), которое давало право на бесплатное обучение.

Калинников с жадностью и энергией, присущими молодости, отдается работе. Он проходит курс гармонии у С. Н. Кругли-кова, контрапункт и фугу у А. А. Ильинского, оркестровку и сочинение у П. И. Бларамберга. Из учителей Калинникова наибольшее значение для его музыкального развития имел Круг-ликов, превосходный, образованный музыкант, талантливый критик, друг Римского-Корсакова. Он привил своему ученику глубокий интерес и любовь к русской музыке и особенно к творчеству «кучкистов». Кругликов сразу оценил выдающееся дарование Калинникова и полюбил его. У композитора до последних дней сохранились дружеские отношения с учителем; сердечное участие и забота Кругликова не раз облегчали его положение в тяжелые дни.

Годы учения были годами трудного испытания физических и нравственных сил Калинникова. Занятия на двух отделениях требовали много времени и энергии. Одновременно необходимо было зарабатывать на жизнь, так как присылаемых отцом денег не хватало. Молодой музыкант, отрывая время от занятий, играет на фаготе в различных частных оркестрах, расписывает оркестровые партии, делает разные переложения. С 1887 года, узнав о тяжелом положении семьи, он вовсе отказался от помощи отца. В то же время он считал своим долгом помочь получить музыкальное образование младшему брату Виктору, которого взял на свое попечение.

Виктор Сергеевич Калинников тоже стал впоследствии композитором и получил известность благодаря хоровым произведениям.

Одновременно с музыкальными занятиями композитор много и упорно занимается самообразованием. Его влекут различные области знания: он посещает в университете лекции по русской истории, интересуется естествознанием, читает много художественной литературы.

Непосильный труд в годы учения подорвал силы Калинникова. Простудившись, он заболел плевритом, который перешел в туберкулез горла, что и привело его впоследствии к ранней смерти.

В Филармоническом училище Калинников выделяется как один из самых талантливых учеников.

Написанные им в ученические годы сочинении говорят о недюжинном даровании. С первых творческих шагов определился его интерес к инструментальным жанрам. В 1889 году впервые были исполнены публично произведения композитора: оркестровое Скерцо и симфоническая картина «Нимфы».

Годы творческой зрелости (1892—1900). В 1892 году Калинников окончил Филармоническое училище. Его выпускной работой была кантата «Иоанн Дамаскин» на текст А. К. Толстого. Пытаясь после окончания училища получить прочный заработок, он участвует в конкурсе на место дирижера в Малом театре, исполнив свою оркестровую сюиту. Здесь произошла встреча его с Чайковским, который был членом конкурсной комиссии. Чайковский тепло отнесся к начинающему композитору и с одобрением отозвался о его сюите. (Калинников всегда с благодарностью вспоминал внимательное и дружелюбное отношение Чайковского). Однако надежды на получение постоянной службы не осуществились. Калинников почти не имел заработка и жил в основном благодаря материальной поддержке друзей. Это угнетало его, но отказаться от нее он не мог.

Между тем болезнь быстро прогрессировала. Мужественно борясь с ней, Калинников все силы отдавал творчеству. В тяжелом состоянии создает он в последние годы жизни свои основные произведения, в том числе две симфонии. Первая симфония, написанная в 1895 году, принесла Калинникову заслуженную славу. Исключительно трудно было молодому композитору, часто прикованному к постели, не имевшему еще ни имени, пи прочных связей в музыкальном мире, добиваться признания своего талантливого произведения. Здесь, как и во многих других случаях, пришел к нему на помощь Кругликов, затративший немало усилий, чтобы добиться исполнения симфонии.

Впервые симфония была исполнена в Киеве в 1897 году и имела исключительный успех. Публика требовала ее повторения в следующем же концерте Русского музыкального общества. После исполнения симфонии дирижер А. Н. Виноградский рассказал слушателям о тяжелой болезни молодого автора и о его бедственном положении. Тут же в течение нескольких минут была собрана довольно большая сумма денег. Это позволило Калинникову зимой того же года поехать лечиться на Французскую Ривьеру. После огромного успеха Первой симфонии в Киеве в том же году она была исполнена в Москве, где тоже прошла блестяще. Этим было положено начало ее широкого признания.

Летом 1897 года, в родных местах Орловской губернии, Калинников закончил Вторую симфонию (ля мажор). В ней, как и в Первой, проходят лирические, жанровые и эпические образы при общем спокойно-повествовательном характере. Во Второй симфонии заметно выросло мастерство автора, проявившееся, в частности, в интересных приемах преобразования основной темы, проходящей во всех частях.

В 1898 году, вскоре после поездки на юг Франции, была написана симфоническая картина «Кедр и пальма». Программой этого произведения послужило стихотворение Гейне (в переводе А. Н. Майкова), неоднократно вдохновлявшее русских композиторов. Замысел симфонической картины основан на ярком противопоставлении двух образов: холодного и величественного кедра на фоне угрюмой северной природы и прекрасной пальмы, связанной с ласковым южным пейзажем. Контраст между картинами сурового севера и сияющего солнечного юга был хорошо знаком композитору, которому не раз приходилось из зимней заснеженной Москвы переноситься в теплые края. Впрочем, содержание «Кедра и пальмы» не ограничивается только пейзажными зарисовками: оно проникнуто глубокими лирическими переживаниями.
В конце 90-х годов состояние здоровья Калинникова значительно ухудшилось. Лишь в творчестве черпает он нравственные силы для борьбы с болезнью. В это время сочинение было для него и единственным источником существования. Между тем чем более обострялась болезнь, тем больше требовалось средств. Кругликов помог Калинникову получить некоторые заказы, в частности на сочинение музыки к трагедии А. К. Толстого «Царь Борис» для постановки в Малом театре. Композитор написал к этому спектаклю семь симфонических номеров, увертюру, четыре антракта и два «шествия». По заказу же возникло и последнее произведение Калинникова — Пролог к опере «В 1812 году». Либретто было написано С. И. Мамонтовым. Хотя Калинников работал над оперой уже будучи в безнадежном состоянии, он все же довольно быстро написал большой Пролог оперы. Пролог был поставлен в Частной опере Мамонтова, но композитор, прикованный к постели, не смог присутствовать на представлении. Последние дни его жизни были несколько скрашены радостным событием: после долгих хлопот друзей вышла в свет партитура Первой симфонии.

Калинников скончался в Ялте 29 декабря 1900 года.

О театре МХТ им. Чехова.
В Москве совершенное множество не только театров и культурных мест, где можно насладиться творчеством актёров и гениальностью сыгранных пьес, но и погрузиться в дух и традиции древнейших, и уже исторических мест. Одним из таких мест является МХТ им Чехова, театр, основанный самим Станиславским!

А руководит театром кот Матроскин..., шучу, - Олег Табаков. Он возродил первозданную структуру театра, и сейчас портал artakter.ru предлагает анонс полного репертуара театра, доставку билетов, и описание спектаклей вместе с актёрским составом...

Вы читали: "Василий Сергеевич КАЛИННИКОВ. Продолжение"


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *