Композитор Лядов. ФОРТЕПИАННОЕ ТВОРЧЕСТВО. Публикация 2

Темы: , | Раздел: творчество композиторов

Этой пьеской справедливо восхищался В. Стасов. «И как это у вас так мило в „Табакерке", когда вдруг что-то крякнет или чихнет вверху! Ах, как мило, ах, как комично и грациозно!»— писал он Лядову после исполнения «Табакерки» в авторской редакции для небольшого инструментального состава.
«Про старину» — самое яркое из произведений Лядова, приближающихся к эпической сфере. Это программная пьеса, навеянная образцами народного творчества и такими произведениями русской музыкальной классики, как Первая песня Баяна из «Руслана и Людмилы» Глинки, медленная часть «Богатырской» симфонии Бородина.
«Про старину» состоит из развернутого медленного вступления или пролога (Largo) и трехчастной основной быстрой части (Meno mosso) с довольно большой кодой. Медленное вступление рисует образ певца Баяна, поющего под звуки гуслей.
Быстрая часть является как бы повествованием о славных героических подвигах. Основная тема этой части представляет собой видоизмененную мелодию народной песни «Подуй, подуй, непогодушка» из сборника Балакирева.
Лядов почти полностью сохраняет мелодический рисунок народного напева, значительно изменяя, однако, ритмические соотношения звуков и заменяя четырехдольный размер пяти-дольным. Благодаря этим изменениям напев протяжной песни коренным образом переосмысливается и получает героически-волевое выражение.
Активно-мужественный характер темы усиливается четкой остинатной поступью баса, мотив которого взят из начального оборота темы. Вообще произведение отличается исключительной интонационной целостностью: вступление и все появляющиеся в дальнейшем тематические элементы объединены общей пентатонической основой.

Связь пьесы «Про старину» с народным эпическим жанром проявляется в некоторых особенностях формообразования. Большое место занимают в ней вступительные, переходные, связующие и заключительные разделы. Так, например, к связующим относится Allegro между вступлением и основной частью, к заключительным (помимо коды) —также эпизод фа-диез минор в середине быстрой части, содержащий подражание гусельным переборам. Все это способствует типичной для произведений эпического жанра неторопливости высказывания.
Характер образного содержания обусловил в данном случае более массивную, чем обычно в фортепианных произведениях
Лядова, фактуру с полнозвучными аккордами, октавными удвоениями, носящую местами оркестральный характер (таково, в частности, тремоло в конце). В то же время произведение отмечено явной печатью творческой личности Лядова, композитора-миниатюриста, у которого и эпически окрашенные, «бородинские» образы получают несколько камерный оттенок.
Позднее композитор создал оркестровую редакцию этой пьесы, несколько расширив заключительный раздел и предпослав партитуре эпиграф из «Слова о полку Игореве»: «Поведем же, братия, сказанье от времен Владимировых древних».

Прелюдии. Излюбленным фортепианным жанром Лядова была прелюдия, привлекавшая его своей гибкостью, способностью передавать различные настроения в сжатой, лаконичной форме.
У Лядова много прелюдий оживленного характера, основанных на развитии одного ритмического мотива, что сближает их с этюдами. При этом Лядов достигает обычно большой прозрачности звучания путем мелодизации всей ткани, в частности — гармонического сопровождения в левой руке. Нередко в подобного рода прелюдиях наблюдается полиритмия (одновременное сочетание различных ритмических групп), например в прелюдиях си мажор (соч. 27 № 2), фа-диез мажор (соч. 36№1).
В прелюдиях большое место занимает лирика. Типичным для музыки Лядова светлым созерцательно-лирическим характером отличается последняя по времени прелюдия ре-бемоль мажор (соч. 57 № 1), появившаяся в начале 900-х годов.
Небольшое число прелюдий отмечено проникновенной, задушевной печалью. Выдающимся произведением подобного рода является прелюдия си минор (соч. 11 № 1). Ее интонационный строй носит ярко выраженный национально-русский характер. В ней использована мелодия народной лирической песни «И что на свете прежестоком» из сборника Балакирева, в которой говорится о горестных переживаниях девушки, покинутой возлюбленным. Лядов изменяет ритм напева, но бережно сохраняет наиболее выразительные мелодические обороты.
По форме прелюдия представляет расширенный период из двух предложений. Обращают на себя внимание тонкие отличия в начале второго предложения по сравнению с первым, связанные с мелодизацией колышущегося триольного сопровождения в левой руке.
Мазурки. Композитор часто обращался также к танцевальным формам. Им написано несколько вальсов, но более всего его привлекал национальный польский танец мазурка, что естественно вытекало из его любви к Шопену. При этом Лядов лишь дважды вводил в мазурки польские темы. Ритм мазурки у него в большинстве случаев сочетается с русскими народно-песенными интонациями.

Многие из мазурок Лядова носят характер народно-жанровых сцен. Но некоторые из них получают лирическую окраску и утрачивают непосредственно танцевальный характер.
Одна из лучших мазурок Лядова — последняя, фа-минорная (соч. 57, № 3) — приближается по настроению к проникнутым тонкой меланхолической лирикой прелюдиям. Allegretto con amarezza

Как автор фортепианных миниатюр — прелюдий, мазурок и этюдов — Лядов соприкасается с творчеством своего младшего современника Скрябина. Между некоторыми произведениями Лядова и Скрябина можно заметить даже известное стилевое сходство. Эта взаимная близость двух русских композиторов, особенно ощутимая в их творчестве 90-х годов, была обусловлена общностью некоторых эстетических принципов и любовью обоих к творчеству Шопена.

ноты произведений Лядова

Если появилось окно рекламы, закрывайте его, нажав на крестик справа вверху, или на кнопку "закрыть" снизу слева

08.09.2010 | Вы читали: "Композитор Лядов. ФОРТЕПИАННОЕ ТВОРЧЕСТВО. Публикация 2"


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *