Композитор А.К.Лядов. Жизненный путь. Публикация 2
Темы: Анатолий Лядов, биографии, композиторы, творчество | Раздел: творчество композиторов
Поступив в консерваторию, Лядов, по присущей ему в молодости беспечности, не уделял достаточного внимания учебным занятиям. Когда он был уже на последнем курсе, постоянные пропуски уроков вынудили Римского-Корсакова исключить его из своего класса. Это не помешало, впрочем, начавшемуся вскоре дружескому сближению между учителем и учеником. Постоянное общение с Римским-Корсаковым и с другими членами «Могучей кучки» способствовало творческому росту Лядова. В этот период Балакирев привлекает его наряду с Римским-Корсаковым к работе по подготовке к изданию и корректуре оперных партитур Глинки. В дальнейшем Лядову приходилось не раз помогать Римскому-Корсакову: в 1879 году и оркестровке Половецких плясок Бородина, после смерти Мусоргского— в редактировании произведений покойного композитора.
В 1876 году впервые появляются в печати произведения Лядова — четыре романса и цикл фортепианных пьес «Бирюльки», получивший вскоре довольно широкую известность.
В начале 1878 года Лядов вновь зачисляется в консерваторию и блестяще заканчивает ее весной того же года. Его дипломная работа — кантата на текст заключительной сцены трагедии Ф. Шиллера «Мессинская невеста» — поразила всех музыкантов талантливостью и профессиональной зрелостью.
Зрелый период (80-е и 90-е гг.). В том же 1878 году началась педагогическая деятельность Лядова в консерватории, продолжавшаяся до последних лет его жизни (с середины 80-х годов он преподавал параллельно в Певческой капелле). Годом позднее он впервые обращается также к дирижированию, в течение нескольких лет руководя любительским оркестром.
С возникновением в первой половине 80-х годов Беляевского кружка Лядов занял в нем видное место. Вместе с Римским-Корсаковым и Глазуновым он вошел в руководящую группу, которой Беляев предоставил решение всех художественных вопросов, связанных с деятельностью его концертных организаций и нотного издательства. После смерти Беляева Лядов в составе той же группы участвует в работе созданного по завещанию Беляева Попечительного совета. С беляевскими «Русскими симфоническими концертами» связано было и большинство дирижерских выступлений Лядова.
В течение долгого времени Лядов вел в консерватории общие теоретические курсы. Лишь на склоне лет он стал руководителем класса композиции. В это время его учениками были С. С. Прокофьев, Н Я- Мясковский,
Б. В. Асафьев и др.
Основные черты творческого облика композитора определились почти с первых его шагов. Начиная с «Бирюлек», он в течение более двух десятилетий уделял главное внимание жанру фортепианной миниатюры, лишь эпизодически обращаясь к оркестровым и вокальным сочинениям.
Одновременно творческое воображение Лядова работало исподволь над глубоко привлекавшими его народно-сказочными образами, которые получили свое наиболее яркое воплощение в поздних симфонических произведениях. На протяжении многих лет, еще с конца 70-х годов, композитор вынашивал замысел сказочной оперы «Зорюшка» на сюжет пьесы В. И. Даля «Ночь на распутье», основанной на народных фантастических мотивах. Периоды более интенсивной работы над оперой сменялись длительными перерывами. В конце концов Лядов отказался от мысли о «Зорюшке». Сочиненная для нее музыка была частично использована в симфонической картине «Волшебное озеро» (законченной спустя 20 лет) и в некоторых других произведениях. В начале 90-х годов возник также проект ряда «сказочных картинок», задуманных частью для фортепиано, частью для оркестра (в их числе была и «Баба-Яга», законченная, однако, лишь в начале 900-х гг.).
Лядов обычно очень долго вынашивал творческие замыслы. Свойствен
ная ему некоторая замедленность сочинения постоянно вызывала сетования
и упреки со стороны друзей и критиков. Ряд произведений, которые он играл
в интимном дружеском кругу, так и остался незаписанным.
К концу 90-х — началу 900-х годов относится основная масса лядовских гармонизаций и обработок народных песен. Появление их было связано с предложением Песенной комиссии Русского географического общества гармонизовать народные напевы, собранные в фольклорных экспедициях. Впрочем, собиранием, записью и гармонизацией народных песен Лядов начал заниматься значительно раньше. Довольно большое число песен было им записано с голосов крестьян в Новгородской области (близ. г. Боровичи), где он в течение почти всей жизни проводил лето в усадьбе Полыновка.
Последний период (900-е гг.). Замкнутый и несколько пассивный от природы, Лядов избегал активных общественных выступлений. Однако революционные события 1905 года, нашедшие отражение в студенческих волнениях в консерватории, всколыхнули и его. В знак протеста против увольнения Рим-ского-Корсакова, принявшего сторону студенчества, Лядов покинул в 1905 году консерваторию. Искренне возмущенный произволом реакционных властей по отношению к любимому учителю и другу, он с полным убеждением выступил на стороне прогрессивной части художественной интеллигенции. Кратким, но чрезвычайно ярким «открытым письмом», опубликованным в одной из газет, Лядов в том же году откликнулся на вынужденный уход Танеева из Московской консерватории. Вместе с передовой петербургской профессурой Лядов отстаивал для Консерватории автономию, т. е. независимость от бюрократической опеки со стороны дирекции Русского музыкального общества. Лишь после избрания директором Глазунова и возвращения Римского-Корсакова вернулся в консерваторию и Лядов.
Музыкальное творчество Лядова в этот период развивается преимущественно в симфонической области. Ценнейшие из созданных им в течение последнего десятилетия жизни программных симфонических произведений в той или иной форме связаны с народным творчеством и с традициями русской классики. Увлечение Лядова в эти годы новыми веяниями в искусстве отразилось на тематике отдельных творческих замыслов последних лет, наиболее крупный из которых — симфоническая сюита «Легенды» — возник под впечатлением творчества бельгийского драматурга-символиста М. Метерлинка. Впрочем, это произведение осталось незавершенным. Единственная законченная часть сюиты была издана под названием «Скорбная песнь»или «Нения» («Нении» — похоронные плачи у древних римлян).
В последние годы деятельность Лядова была нарушена тяжелой болезнью, вынуждавшей его месяцами не покидать свою квартиру и сведшей до минимума его общение с внешним миром. Лядов скончался 15 августа 1914 года в Полыновке.
В юности я играл в составе команды хард-рок, мы называли его мелодическим (наверное, потому что клавиши у нас были, и был я вместе с ними), стиль продолжается традиционно и immoler - один из сегодняшних его представителей. Мы все через это прошли...
Если появилось окно рекламы, закрывайте его, нажав на крестик справа вверху, или на кнопку "закрыть" снизу слева
08.09.2010 | Вы читали: "Композитор А.К.Лядов. Жизненный путь. Публикация 2"
Добавить комментарий