ФОРТЕПИАННОЕ ТВОРЧЕСТВО композитора Лядова
Темы: Анатолий Лядов, композиторы, творчество | Раздел: творчество композиторов
Фортепианные произведения составляют наибольшую часть наследия Лядова и включают почти весь круг характерных для него образов (за исключением фантастических). В основном это миниатюры, иногда объединенные в циклы,— «Бирюльки», «Арабески». Два наиболее крупных произведения Лядова — вариации на тему романса Глинки «Венецианская ночь» и на польскую народную тему — тоже, в сущности, приближаются к циклу миниатюр.
«Бирюльки»
Первый юношеский цикл Лядова состоит из четырнадцати миниатюрных пьесок, из которых первая и последняя, выполняющая роль финала, основаны на одном и том же музыкальном материале. При контрастности отдельных пьес произведение в целом окрашено в беспечно-жизнерадостные тона с оттенком некоторой «детскости», «игрушечности» (что отражено и в названии цикла). Таков прежде всего № 1 с остинатным ритмическим фоном и с кратким, как бы вращающимся мотивом.
Средняя часть № 1 представляет собой изящный вальс. Вальсовая основа встречается и в некоторых других номерах цикла, приобретая иногда лирическую окраску (например, в № 3). Для некоторых пьесок характерна большая подвижность, моторность, порой с оттенком игривого юмора или жизнерадостной задорной устремленности (см. № 4, 12, 13).
Два номера «Бирюлек» выделяются ярко выраженным национально-русским характером интонаций. Это —№ 5 (си мажор), начальная попевка которого навеяна темой «Прогулки» из «Картинок с выставки» Мусоргского и пятидольный № 6 (ми минор), напоминающий эпические образы Бородина и Мусоргского:
Таким образом, в «Бирюльках» уже содержится ряд типичных для Лядова черт, получающих дальнейшее развитие в зрелый период его творчества. Жизнерадостная моторность характерна для многих последующих лядовских прелюдий и этюдов; намечающееся в некоторых номерах лирическое начало занимает позднее все более видное место в творчестве композитора. На вальсовых ритмах также основан ряд произведений специфического лядовского «игрушечного» жанра, впервые затронутого в тех же «Бирюльках». Наиболее яркие образы его — созданные в начале 90-х годов пьесы «Куколки» и «Музыкальная табакерка». Вторая из них особенно способствовала популярности Лядова в широких кругах любителей музыки.
«Музыкальная табакерка». В этом произведении с большим остроумием и типично лядовским юмором воспроизведено звучание игрушечного заводного музыкального инструмента. Тонко схвачен характер наивного, незатейливого вальса; искусно воплощены особенности движения и колорита. Лядов снабдил пьесу единственным в своем роде обозначением: «automatica-mente», т. е. «Автоматично». Ритмическое однообразие в сочетании со строжайшей квадратностью структуры, абсолютной точностью всех повторов, выдержанная на протяжении пьесы «стеклянная» звучность высокого регистра, отсутствие динамической нюансировки — все это подчеркивает особый, механический характер музыки. Тонко подмечены и переданы типичные для «музыкального ящика» форшлаги, трели и тому подобные детали.
А вот ноты произведений Лядова.
Если появилось окно рекламы, закрывайте его, нажав на крестик справа вверху, или на кнопку "закрыть" снизу слева
08.09.2010 | Вы читали: "ФОРТЕПИАННОЕ ТВОРЧЕСТВО композитора Лядова"
Добавить комментарий