Антон Степанович АРЕНСКИЙ

28.10.2010 | Темы: , , | Раздел: творчество композиторов

(1861 — 1906)
Аренский был талантливым последователем русских классиков. Как и ряд других представителей того же поколения, выступивших на музыкальном поприще в последние десятилетия XIX века, он сочетал в своем творчестве элементы, воспринятые от Новой русской музыкальной школы, с влиянием Чайковского. Этому отчасти способствовало то обстоятельство, что на протяжении своей жизни Аренский был связан с музыкальными кругами как Петербурга, так и Москвы.
Впрочем, значение указанных основных истоков для формирования его зрелого стиля было не одинаково. Воздействие «Могучей кучки», в частности Римского-Корсакова — учителя Аренского, — сказалось преимущественно лишь в более раннем периоде. Оно ощущается в некоторых инструментальных произведениях, основанных на вариационном развитии народно-песенных тем (например, в Первой симфоний, в Первой оркестровой сюите), а также в народно-жанровых бытовых сценах начатой еще в годы учения оперы «Сон на Волге».

Однако в лирических моментах этой же оперы отчетливо проявилась склонность композитора к романсной интонационной сфере, сближающей его с Чайковским. В дальнейшем лирическое начало, отражающее значительное влияние Чайковского, заняло в его творчестве ведущее место.
В области лирики наиболее ярко проявились лучшие стороны дарования Аренского: непосредственность эмоционального высказывания, простота и задушевность, большая мелодическая выразительность. Композитор мастерски владел всеми средствами своего искусства и воплощал музыкально-образное содержание в безукоризненно законченной, отточенной форме. Отмечая одаренность Аренского, Чайковский подчеркивал свойственную композитору тонкую продуманность художественных замыслов.
Однако при наличии многих ценных качеств творчество Аренского не отличается особенным богатством идейного содержания.   Близкий   к   Чайковскому   своим   стремлением к искренней, непосредственной передаче простых человеческих переживаний, Аренский остался вместе с тем чужд его напряженному, страстному пафосу. Лирике Аренского, очень узкой по кругу образов, несвойственны подлинный большой драматизм и филоссофская глубина. По выражению Б. В. Асафьева, «его творчество всегда теплится, но не воспламеняется и не пышет ярким пламенем».
При всем том, благодаря своей преемственной связи с реалистическими традициями русской музыкальной классики, оно имело, несомненно, положительное значение.
КРАТКИЕ БИОГРАФИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ
Антон Степанович Аренский родился 30 июня 1861 года в Новгороде. Отец его, по профессии врач, был любителем музыки и играл на виолончели, мать была пианисткой. С семи лет Аренский стал учиться игре на фортепиано, с девяти лет начал сочинять. Позднее, будучи учеником одной из петербургских гимназий, он продолжал занятия по фортепиано и теории в частной музыкальной школе. После завершения среднего образования Аренский поступил в консерваторию, которую окончил с золотой медалью в 1882 году по классу Римского-Кор-сакова.
В дальнейшем деятельность Аренского была связана с преподаванием в Московской консерватории. Здесь он проработал более десяти лет. В Москве у него завязались дружеские связи с Чайковским и Танеевым. В числе учеников Аренского были Рахманинов, Скрябин, Глиэр. Свой педагогический опыт композитор обобщил в нескольких учебных пособиях по гармонии и по музыкальной форме. Наряду с педагогической деятельностью он в течение ряда лет руководил Русским хоровым обществом.
В середине 90-х годов Аренский вновь переезжает в Петербург, в связи с назначением на должность управляющего Певческой капеллой (вместо покинувшего капеллу Балакирева), и начинает также вести педагогическую работу в Петербургской консерватории. Он довольно много выступает в качестве пианиста и дирижера, в начале 90-х годов совершает несколько поездок по России и за границу.
В последние годы жизни у композитора развился туберкулез. Пребывание в теплом южном климате (в Крыму и за границей) не принесло пользы, так же как и лечение в санатории в Финляндии, где Аренский и скончался 13 февраля 1906 года.
Аренский оставил довольно значительное по объему наследие, охватывающее почти все основные музыкальные жанры.

Им созданы три оперы

Оперы Аренского: «Сон на Волге» (либретто по пьесе А. Н. Островского, взятой также Чайковским в основу первой  оперы  «Воевода»); «Рафаэль» («Музыкальные сцены из эпохи Возрождения») — одноактная опера, основанная на вымышленном эпизоде из жизни великого итальянского художника, написанная в связи со Всероссийским съездом художников; «Наль и Дамаянти» — большая лирико-фантастическая  опера  на сюжет древнеиндийского эпоса «Махабхарата» в переводе В. А. Жуковского. Арепским была также написана музыка к «Буре» Шекспира и   инсценировке  «Бахчисарайского фонтана» Пушкина. Большая ария Заремы из последнего произведения принадлежит к лучшему, что создано Аренским в музыкально-драматическом жанре.

балет «Египетская ночь», две симфонии и ряд других оркестровых произведений, три сочинения для солирующего инструмента с оркестром, несколько вокально-симфонических композиций и большое число камерных.

В художественном отношении наследие это неравноценно. Недостаток драматизма, глубины обобщения, широты симфонического мышления обусловил нежизнеспособность опер Аренского. Те же причины помешали занять заметное место в русской симфонической литературе и его оркестровым сочинениям. Из симфонических произведений Аренского следует, впрочем, выделить его ранний, лирический по характеру фортепианный концерт (преломляющий некоторые черты фортепианного стиля Шопена), и особенно Фантазию для фортепиано с оркестром на темы Рябинина — одно из лучших достижений композитора.
Лирическому складу дарования Аренского наиболее соответствовала область камерной музыки, к которой и относится подавляющая часть наиболее удачных и типичных для него произведений. Из созданных им нескольких камерных ансамблей выделяются особенно Второй струнный квартет

Второй квартет необычен по составу: скрипка, альт и две виолончели.

и Первое фортепианное трио; оба произведения посвящены памяти выдающихся музыкантов — Чайковского (квартет) и виолончелиста К. Ю. Давыдова (трио). Этим обусловлено внутреннее родство эмоционального строя указанных произведений, проникнутых весьма характерным для Аренского элегическим настроением. Вторая часть Второго квартета — вариации на тему одной из «Детских песен» Чайковского («Легенда») — принадлежит к лучшим страницам творчества Аренского.
Композитор оставил также значительное число мелких пьес для фортепиано и романсов. Особого упоминания заслуживают сочинения Аренского в жанрах, очень мало или вовсе не затронутых крупными русскими композиторами. Сюда относятся пять сюит для двух фортепиано в 4 руки и три мелодекламации с сопровождением оркестра (или фортепиано) на тексты «Стихотворений в прозе» Тургенева. Ряд произведений создан им также для детей (пьесы в 4 руки, одна из сюит для двух фортепиано, песни).

(Русская музыкальная литература)

Вы читали: "Антон Степанович АРЕНСКИЙ"


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *