Психологическое состояние, цвета и музыка. Типы темпераментов

Темы: , , , | Раздел: терапия

ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ УРОВНЕЙ

Многолетняя практика позволила выявить взаимосвязанность выбора определенного цвета и картины, мелодии, афоризма.

Черный цвет на первом месте в пробе Люпюра говорит о наличии у человека проблем, его глубинно-тревожном восприятии мира.

Такой выбор является основанием для проведения музыкотерапии. Многие наши пациенты выбирали среди произведений искусства трагический лик "Тщеты" Микеланджело.

Люди этого типа интуитивно предпочитали минорные тональности до, фа и соль, в которых созданы трагические "Аппассионата" и "Патетическая соната" Бетховена, Симфония соль минор Моцарта. Ключевой мелодией для них стала тема "Адажио для гобоя" Марчелло. Высокая, плавно струящаяся красота этой музыки завораживала слушателей.

При этом обнаружился такой феномен: когда музыка соответствовала психологическому уровню человека, она воспринималась как светлая и даже радостная, хотя остальные оценивали ее как печальную.

Слушатели, сделавшие подобный выбор, часто выбирали иронические афоризмы: "Чем больше я узнаю людей, тем больше люблю животных" (эти слова выражают отношение к человечеству Джонатана Сифта); "Ни одно доброе дело не остается безнаказанным".

Такова горькая мудрость психологического, состояния, которое соответствует черному цвету по Люшеру, облику трагической скульптуры Микеланджело и "Аппассионате" Бетховена..

Монашеский серый цвет говорит, согласно Люшеру, об отрешенности (человек хочет, чтобы его оставили в покое).

Для получения представления об эмоционально-психологическом состоянии пациента я использовал фотографии животных с ярко выраженной характерностью. Отобранные фото иногда портретно напоминали взявшего их человека ("Хозяин похож на свою собаку"). Образы животных становились иллюстрацией к эмоциональному статусу данного цветовыбора.

Лица, ставившие первым серый цвет, как правило, выбирали спящих животных. Это тем более интересно, что афоризмом, выражавшим внутреннее состояние подобной группы пациентов, была фраза на статуе Микеланджело "Ночь": "Я сплю, не тревожьте меня".

На картине, которую часто выбирали эти пациенты, изображена женская фигура с закрытыми глазами; она как бы отгораживается от мира.

Пациенты этого типа предпочитали тональности ми бемоль, ля бемоль, си бемоль минор. Музыкальным шедевром, наиболее характерным для них, была тема "Интермеццо" Шумана из "Венского карнавала": её тональность — ми бемоль минор.

Сумрачно-печальная мелодия звучит как бы в пелене дождя, но, при соответствии психологическому уровню, может быть воспринята как радостная.

Выбор, в качестве основного, коричневого цвета, по нашим наблюдениям, соответствовал настроению воспоминаний о прошлом.

При этом часто выявлялось ощущение вегетативного дискомфорта (пациент болен или еще не оправился после болезни).

Этому цвету соответствовал выбор тональностей ля, ре, ми минор. Они представлены мелодиями "Элегия" Массне, "Полонез" Оганского, "Песня Сольвейг" Грига, "К Элизе" Бетховена, образно реализующие ностальгически-сентиментальное настроение.

Музыка перечисленных тональностей ложится в основу создания элегий. Неудивительно, что слушатели этой группы выбирали афоризм со словом "вспомни" — "Вспомни радостные дни", "О, память сердца, ты сильней рассудка памяти печальной".

Ключевой мелодией для подобного типа мировосприятия стали "Вокализ" Рахманинова и "Мелодия" Дворжака (обе — в элегичной тональности ми минор): светлая печаль музыки идеально реализует эмоции данного психологического уровня.

Определенный контингент слушателей, предпочитающих фиолетовый цвет, часто оказывались представителями творческих профессий, интересовались искусством раньше или просто склонны к мечтательности.

Я уже обращал ваше внимание, дорогой читатель, что в комментариях Люшера постановка темных цветов на первое место говорит о значительной напряженности, однако появление рядом с ними "творческого" фиолетового цвета как бы растворяет тревожность.

Этот феномен мы назвали "фиолетовое окно Люшера" — он доказывает положительное влияние искусства на состояние тревожности. После сеансов музыкотерапии фиолетовый цвет в тесте Люшера часто поднимался выше.

Такие пациенты нередко предпочитали другим картину Куинджи "Лунная ночь".

Поэтически причудливое состояние проявлялось и в предпочтении мелодий тональностей си, до диез, фа диез минор — это мелодии ноктюрнов и "Седьмого вальса" Шопена, а также "Лунной сонаты", названной самим Бетховеном "Фантазия". Это слово и будет ключевым для данного психологического уровня.

Афоризм, чаще всего выбираемый слушателями этого уровня, — строки Блока "И вижу берег очарованный и очарованную даль".

Синему цвету, по Люшеру, соответствует состояние покоя.

Счастливое миросозерцание реализовалось выбором картины Куинджи, где синева моря переходит в синеву неба с единственным облачком; виден край берега; цветок чертополоха, как человечек, взирает на синеву.

Афоризмы, выбираемые данной группой пациентов, наиболее часто гласили: "Небо — в чашечке цветка", "Красота пустыни — в глазах бедуина".

Мелодии, комфортно и радостно воспринимаемые этими слушателями — блаженно прекрасная тема из средней части "Фантазии", "Экспромт" Шопена и "Адажио" из Концерта № 5 Бетховена (Ромен Роллан говорил о голубом небе как о высоком образе этой мелодии Бетховена). Тональности синего цветовыбора - си, фа диез и до диез мажор.

Зеленый цвет — символ волевой рациональной структурности личности.

В искусстве этот психологический уровень отражен музыкой Баха, книгами Шопенгауэра, Руссо. Это мир мудрости.

Ему соответствуют тональности фа, до, соль мажор, что совпадает с выбором Бетховена, написавшего в фа мажор свою "Пасторальную симфонию". Связь понятия "пастораль" и зеленого цвета не нуждается в доказательстве, инстинктивный выбор цвета и тональности говорит о гениальном чутье великого музыканта и о цветомузыкальной интуиции подсознания. Ключевой мелодией уровня стал "Экспромт" доброго и мудрого Шуберта. В его музыке струится ручей, течет река, утешающая человека

Наиболее часто люди этой группы выбирают картину Левитана "Березовая роща": она полностью сливается с понятиями "зеленый цвет" и "пастораль".

Афоризм, соответствующий зеленому цветовыбору — мудрость Канта: "Две наиболее удивительные вещи в мире — звездное небо над нами и нравственный закон внутри нас".

Желтый цвет, согласно Люшеру, отражает уровень сангвиника, ключевая эмоция — смех, ритм живой жизни хорошо выражен понятием "скерцо".

В искусстве это мир комедии, Пушкина и Моцарта, Гаргантюа и Уленшпигеля.

Образ радостного мировосприятия создают тональности ре, ля и ми мажор. В ре мажор написана "Ода к радости" Бетховена. Картины, наиболее часто выбираемые сангвиниками,  изображают солнце. Ключевой мелодией стала "Прелюдия" ля мажор Шопена с ее солнечней радостью.

Афоризм, завершающий логический ряд такого цветовыбора: "Смех — это солнце".

И наконец, красный цвет, с его бушующей энергией — мир огня, мир страстей.

В искусстве это мир Вагнера и Листа, а также неистового Ван Гога.

Тональная основа ми бемоль, ля бемоль, си бемоль мажор, в которой написаны знаменитые марши из "Аиды" Верди и "Фауста" Гуно, а также "Героическая симфония" Бетховена, полностью реализует этот уровень мировосприятия.

Картину дополняют афоризмы на тему героики: "Мужчина идет, пока не устанет, а потом должен пройти в два раза больше" или: "Северный ветер рождает викингов".

Ключевой мелодией стал "Ноктюрн" Шопена (ми бемоль мажор), излучающий вольность и широту, а также Второй скрипичный концерт Паганини, огненная энергия которого не нуждается в комментариях.

Цвета Люшера и связанные с ними явления: психологическое состояние, круг установок, образы искусства, отношение к миру, желания и проблемы — все это составляющие эмоциональной жизни человека. Я назвал их ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ. Понятие психологического уровня позволило создать систему индивидуальной арттерапии для психологической помощи пациентам.

Типы темпераментов

Цвета и типы темпераментов.

Холерик — красный и черный,

сангвиник — желтый и фиолетовый,

флегматик — зеленый и коричневый,

меланхолик — синий и серый.

Весь материал (скачать)

Когда нужна живая музыка на праздник? Да всегда! Уже сложилась в народе традиция звать (оплачивать) тамаду, музыкантов (ди-джеев), звёзд зарубежной эстрады (кому что), такой вот выбор - на thenuts.com.ua.

Если появилось окно рекламы, закрывайте его, нажав на крестик справа вверху, или на кнопку "закрыть" снизу слева

20.11.2011 | Вы читали: "Психологическое состояние, цвета и музыка. Типы темпераментов"


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *