Пифагорейская теория

Темы: , , | Раздел: статьи

Не связывай себя эгоистическими привязанностями. Молча выполняй свои обязанности. Не слишком радуйся успеху и не печалься из-за неудач. Будь готов в любой момент отказаться от всего. И тогда ты добьешься победы.

Гармония рассматривалась великими философами как состояние, непосредственно предшествующее красоте. Сложное именуется красивым только в том случае, если его части гармоничны в сочетании. Мир называется красивым, и его Творец понимается как Благо, потому что доброе деяние должно свершаться в согласии с его собственной приро­дой, а доброе действие, согласующееся с собственной природой, есть гармония, потому что добро, им приносимое, гармонично с добром, кото­рое оно само представляет. Красота, следовательно, есть гармония, проявляющая себя, свою собственную природу в мире формы.

Вселенная сотворена последовательными стадиями блага, начина­ющимися с материи, которая есть наинизшая стадия, и восходящими к духу, который есть наивысшая стадия. В человеке его высшая приро­да есть summum bonum (сумма блага). Отсюда следует, что она долж­на немедленно распознавать добро, потому что добро в мире, внеш­нее по отношению к нему, находится в гармоничном отношении с доб­ром, которое есть в душе человека. То, что человек называет злом, связано с материей; это просто наименьшая степень его собственной противоположности. Наименьшая степень добра предполагает подоб­ным же образом наименьшую степень гармонии и красоты. Таким образом, это искажение (зло) есть диссонанс элементов, самих по себе гармоничных. Искажение неестественно, поскольку если сумма всех вещей является Добром, естественно, что все вещи должны являть природу Добра и сочетаться так, чтобы комбинации их были гармоничными. Гармония есть проявление Воли вечного Добра.

ФИЛОСОФИЯ МУЗЫКИ

Полное самоотречение и карма-йога ведут к одной и той же цели — освобождению. От труда получаешь больше удоволь­ствия, чем от безделья. Самоотречение и труд — не противо­речат друг другу, а идут рука об руку.

В высшей степени вероятно, что греческие инициированные полу­чили свое знание о философских и терапевтических аспектах музыки от египтян, которые в свою очередь рассматривали Гермеса как осно­вателя искусств. Согласно легенде, этот бог сконструировал первую лиру, натянув струны на панцирь черепахи. Осирис и Исида были пат­ронами музыки и поэзии. Платон, описывая эти античные искусства египтян, говорит, что песни и поэзия существовали у египтян в тече­ние, по крайней мере, десяти тысяч лет и что они были такой возвы­шенной и одухотворенной природы, что только боги или богоподобные люди могли сочинить их. В мистериях лира считалась секретным сим­волом человеческой конституции: корпус инструмента представлял физическое тело, струны — нервы, а музыкант — дух. Играя на не­рвах, дух таким образом сотворил гармонию нормальной музыки, кото­рая, однако, превращается в дисгармонию, если природа человека раз­вращена. Если древние китайцы, индусы, персы, египтяне, израильтяне и греки использовали вокальную и инструментальную музыку в своих религиозных церемониях как дополнение к поэзии и драме, то Пифагор поднял искусство до истинно достойного состояния, продемонстриро­вав его математические основания. Хотя, как говорят, сам он не был музыкантом, именно Пифагору приписывают открытие диатонической шкалы. Получив основные сведения о священной теории музыки от жрецов различных мистерий, в которые он был инициирован, Пифагор провел несколько лет в размышлениях над законами, управляющими созвучием и диссонансом. Как он в действительности нашел решение, нам не известно, но в ходу было следующее объяснение.

Однажды, размышляя над проблемой гармонии, Пифагор проходил мимо мастерской медника, который склонился над наковальней с кус­ком металла. Заметив различие в тонах между звуками, издаваемыми Различными молоточками и другими инструментами при ударе о ме­талл, и тщательно оценив гармонии и дисгармонии, получающиеся от комбинации этих звуков, Пифагор получил первый ключ к понятию музыкального интервала в диатонической шкале. Он вошел в мастерс­кую и после тщательного осмотра инструментов и оценки в уме их веca вернулся в собственный дом, сконструировал балку, которая была прикреплена к стене, и приделал к ней через равные интервалы четыре струны, во всем одинаковые. К первой из них прикрепил вес вдвенадцать фунтов, ко второй — в девять, к третьей — в восемь и к четвертой — в шесть фунтов. Эти различные веса соответствовали весу молотков медника.

Пифагор обнаружил, что первая и четвертая струны, когда звучат вместе, дают гармонический интервал октавы, потому что удваивание веса имело тот же эффект, что и укорачивание струны наполовину Натяжение первой струны было в 2 раза больше, чем четвертой струны, и, как говорят, их соотношение равно 2:1, или двукратное. Подоб­ным же рассуждением он пришел к заключению, что первая и третья струны дают гармонию диапенте, или квинту. Натяжение первой стру­ны было в 1,5 раза больше, нежели третьей струны, и их соотношение было 3:2, или полуторное. Подобным же образом вторая и четвертая струны, имея то же соотношение, что и первая и третья, давали гармо­нию диапенте. Продолжая это исследование, Пифагор открыл, что первая и вторая струны дают гармонию diatessaron, или терцию, натя­жение первой струны на треть больше, чем второй, их соотношение 4:3, или sesquitertian. Третья и четвертая струны, имея то же соотно­шение, что и первая и вторая, дают ту же гармонию. Согласно Ямвлиху, вторая и третья струны имеют соотношение 8:9, или epogdoan.

Следующий материал

Если появилось окно рекламы, закрывайте его, нажав на крестик справа вверху, или на кнопку "закрыть" снизу слева

24.06.2009 | Вы читали: "Пифагорейская теория"


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *