ВХОД
РЕГИСТРАЦИЯ
правильная регистрация
[0]
Главная » статьи »

Пифагорейская теория музыки и цвета. Страница 2

Предыдущий материал

Ключ к гармоническому соотношению скрыт в знаменитом Пифагоровском тетрактисе, или пирамиде из точек. Тетрактис образован из первых четырех чисел: 1, 2, 3 и 4, которые в их пропорциях открывают интервалы октавы, диапенте и диатессарон. Хотя теория гармоничес­ких интервалов, изложенная выше, является правильной, молоточки, бьющие по металлу в описанной выше манере, не дают тех тонов, которые им приписываются. По всей вероятности, Пифагор разрабо­тал свою теорию гармонии, работая с монохордом, однострунным ин­струментом (изобретение, состоящее из одной струны, натянутой между зажимами и снабженное подвижными ладами).

pifagor 112x150 Пифагорейская теория музыки и цвета. Страница 2Для Пифагора музыка была производной от божественной науки математики, и ее гармонии жестко контролировались математическими пропорциями. Пифагорейцы утверждали, что математика демонстриру­ет точный метод, которым Бог установил и утвердил Вселенную. Чис­ла, следовательно, предшествуют гармонии, так как их неизменные законы управляют всеми гармоническими пропорциями. После откры­тия этих гармонических соотношений Пифагор постепенно посвятил своих последователей в это учение, как в высшую тайну своих мисте­рий. Он разделил множественные части творения на большое число плоскостей или сфер, каждой из которых он приписал тон, гармоничес­кий интервал, число, имя, цвет и форму. Затем он перешел к доказа­тельству точности его дедукций, демонстрируя их на различных плос­костях разума и субстанций, начиная с самых абстрактных логических посылок и кончая наиболее конкретными геометрическими телами. Из общего факта согласованности всех этих различных методов доказа­тельства он выявил безусловное существование определенных есте­ственных законов.

Признав музыку как точную науку, Пифагор применил найденные им законы гармонических отношений ко всем феноменам природы, зайдя настолько далеко, что установил при этом гармонические от­ношения между Планетами, созвездиями и элементами. Интересным примером современного подтверждения древнего философского уче­ния является прогрессия химических элементов согласно их гармони­ческим отношениям. Если упорядочить перечень химических элемен­тов как ряд по восходящей в зависимости от атомных весов (что было сделано Д. И. Менделеевым, открывшим периодический закон химических элементов), то, по А. Ньюленду, каждый восьмой элемент заметно повторяет свойства. Это открытие в современной химии из­вестно под именем «закона октавы».

Поскольку считалось, что гармония определяется не чувственным восприятием, но разумом и математикой, пифагорейцы себя называли Канониками, чтобы подчеркнуть свое отличие от гармонической шко­лы, которая полагала истинными принципами гармонии вкус и интуи­цию. Осознавая, однако, глубочайшее воздействие музыки на чувства и эмоции, Пифагор не колебался относительно влияния музыки на ум и тело, называя это «музыкальной медициной».

Пифагор утверждал, что душа должна быть очищена от иррацио­нальных влияний торжественным пением, которому следует аккомпани­ровать на лире. В своем исследовании терапевтического значения гармонии Пифагор открыл, что семь модусов, или ключей, греческой системы музыки имеют способность влиять на силу возбуждения раз­личных эмоций.

Рассказывают о таком эпизоде: как-то наблюдая за звездами, Пи­фагор увидел молодого человека, который ломился в дом своей подру­ги и, будучи пьяным и сгорая от ревности, хотел поджечь дом. Ярость молодого человека подчеркивалась игрой флейтиста, который был неподалеку от этого места и играл возбуждающую фригийскую мело­дию. Пифагор убедил музыканта изменить мелодию на медленную и ритмичную музыку, после чего опьяненный молодой человек собрал свой хворост и ретировался домой.

Известна также история о том, что Эмпедокл, ученик Пифагора, быстро изменив модус музыкальной композиции, спас жизнь своему хозяину Анхиту, когда тому угрожал мечом сын человека, приговорен­ного Анхитом к публичному наказанию. Известно также, что Эскулап, греческий врач, лечил радикулит и другие болезни нервов громкой иг­рой на трубе перед пациентом.

Пифагор лечил многие болезни духа, души и тела, играя составлен­ные им специальные композиции или же читая в присутствии больного отрывки из Гомера и Гесиода. В своем университете в Кротоне Пифа­гор начинал и заканчивал день пением: утром для того, чтобы очис­тить ум ото сна и возбудить активность, подходящую дню, вечером пение должно было успокоить и настроить на отдых. В весеннее рав­ноденствие Пифагор собирал своих учеников в круг, посреди которого стоял один из них, дирижируя хором и аккомпанируя на лире.

Терапевтическая музыка Пифагора описывалась Ямвлихом таким образом: «И некоторые мелодии были выдуманы для того, чтобы ле­чить пассивность души, чтобы не теряла она надежды и не оплакива­ла себя, и Пифагор показал в этом себя большим мастером. Другие же мелодии использовались им против ярости и гнева, против заблужде­ний души. А были еще и мелодии, которые умеряли желания».

Вероятно, пифагорейцы осознавали связь между семью греческими ладами и планетами. Так, например, Плиний говорил, что Сатурн дви­жется в дорийском ладе, а Юпитер — во фригийском. Кажется, что и темпераменты тоже могут рассматриваться в свете различных моду­сов, то же относится и к страстям. Таким образом, гнев, который явля­ется огненной страстью, может быть усилен огненным модусом и нейтрализован водным модусом.

Далеко простирающимся воздействием музыки на греческую куль­туру интересовался Эмиль Науманн: «Платон ограничивал значение музыки, полагая ее предназначенной только лишь для того, чтобы со­здавать бодрые мелодии, внушать любовь ко всему благородному и ненавидеть все плохое. Он полагал, что на внутренние чувства людей больше всего влияют мелодия и ритм. Будучи твердо убежденным в этом, он соглашался с Дамоном из Афин, музыкальным учителем Со­крата, что введение новой возбуждающей шкалы может представить угрозу для целой нации и что невозможно изменить ключ без потрясе­ния основ государства. Платон считал, что музыка, которая облагора­живает ум, гораздо более высокого порядка, нежели музыка, апелли­рующая к чувствам, и он упорно настаивал на том, что долг государ­ственных мужей — запретить всякую изнеженную и похотливую музы­ку и дозволять только чистую и благородную и что бодрые и живые мелодии подходят для мужчин, а мягкие и плавные — для женщин. Из этого видно, что музыка играла значительную роль в воспитании гре­ческой молодежи. Величайшая осмотрительность должна была быть в выборе инструментальной музыки, потому что отсутствие слов делало ее смысл сомнительным, и заранее трудно было предвидеть, произве­дет ли она на людей благодетельное или губительное действие. На­родный вкус, всегда замешан на чувственных и распутных мелодиях, должен рассматриваться с величайшим презрением». Даже сегодня военная музыка производит впечатляющий эффект во время войн, а религиозная музыка, хотя она больше не развивается в соответствии с древней теорией, все же очень сильно влияет на эмоции светских людей.

Следующий материал

Знать, как похудеть на 10 кг, тоже неплохо.





Ещё в разделе "статьи":

Посмотрите ещё:

Оккультное воздействие музыки (3)

Оккультное воздействие музыки (1) Оккультное воздействие музыки (2) Жрецы Атлантиды ранних периодов её истории заметили влияние разных звуков, особенно повторяющихся с определённой периодичностью. Какое именно влияние и на что оказывали звуки, не описывается, говорится только, что с...

Муза. Не перевелись ли музы в наше время?

В этой коротенькой заметке выскажу пару интересных, но может, не совсем оригинальных, мыслей по-поводу слова и понятия "МУЗА". Сколько было написано стихов, сколько прекрасных творений было подписано посвящениями музе! И всё же - муза, кто же...

Оккультное воздействие музыки (1)

Оккультное воздействие музыки (предисловие) *(текст книжный - обычный, мой - курсив) ГЛАВА 1 В своей книге Сирил Скотт связывает влияние музыки (отдельных композиторов, инициировавших это влияние), религиозность народов и исторические процессы на планете. Исследование вдохновила Нелса Чаплин, ясновидящая,...

Встреча в сети. Интернет-концерт. Шопен и его музыка

Здравствуйте, поклонники хорошей музыки! Спешу обрадовать и вас и себя с началом нового сезона онлайн-концертов, которые теперь будут проходить по воскресеньям в 22-00 по Москве или в 20-00 по Киеву. В этом году начнём с Шопена. Все...

Оккультное воздействие музыки (4)

Культура древнего Египта, связь музыки с гибелью цивилизации Оккультное воздействие музыки (1) Оккультное воздействие музыки (2) Оккультное воздействие музыки (3) Четвертьтоновое деление музыки в Индии было на порядок тоньше третьтонового в Египте. Именно поэтому Египтяне ставили знание (пусть даже...

Встречи, концерты и фестивали в Одессе

Одесса радует нас не только курортными настроениями, еврейским колоритом Привоза, но и культурными событиями апреля. С радостью сообщаю любителям детских музыкальных праздников и сказок, фортепианной релаксовой музыки и всем женщинам особенно, а также друзьям, поклонникам творчества,...

Пифагорейская теория

Не связывай себя эгоистическими привязанностями. Молча выполняй свои обязанности. Не слишком радуйся успеху и не печалься из-за неудач. Будь готов в любой момент отказаться от всего. И тогда ты добьешься победы. Гармония рассматривалась великими...

вся музыка

pv ris ris kr angel vm gv ram grig na_kryljah МИСТЕРИЯ ТВОРЧЕСТВА О любви...
Купить диплом в Москве ссылка. . Купить диплом воронеж смотрите на http://www.diplomisx.com.
Строительство дачных домов из sip-панелей Проекты дачных домов из сип панелей разнообразны типами конструкций и этажностью. Дачные дома из SIP быстро прогреваются и медленно остывают. По своим экологическим свойствам сип-панели не уступают натуральному дереву, даже более того, их звукоизолирующие характеристики намного выше, чем у натуральных материалов.