Пифагорейская теория музыки и цвета. Страница 2

Темы: , , | Раздел: статьи

Предыдущий материал

Ключ к гармоническому соотношению скрыт в знаменитом Пифагоровском тетрактисе, или пирамиде из точек. Тетрактис образован из первых четырех чисел: 1, 2, 3 и 4, которые в их пропорциях открывают интервалы октавы, диапенте и диатессарон. Хотя теория гармоничес­ких интервалов, изложенная выше, является правильной, молоточки, бьющие по металлу в описанной выше манере, не дают тех тонов, которые им приписываются. По всей вероятности, Пифагор разрабо­тал свою теорию гармонии, работая с монохордом, однострунным ин­струментом (изобретение, состоящее из одной струны, натянутой между зажимами и снабженное подвижными ладами).

Для Пифагора музыка была производной от божественной науки математики, и ее гармонии жестко контролировались математическими пропорциями. Пифагорейцы утверждали, что математика демонстриру­ет точный метод, которым Бог установил и утвердил Вселенную. Чис­ла, следовательно, предшествуют гармонии, так как их неизменные законы управляют всеми гармоническими пропорциями. После откры­тия этих гармонических соотношений Пифагор постепенно посвятил своих последователей в это учение, как в высшую тайну своих мисте­рий. Он разделил множественные части творения на большое число плоскостей или сфер, каждой из которых он приписал тон, гармоничес­кий интервал, число, имя, цвет и форму. Затем он перешел к доказа­тельству точности его дедукций, демонстрируя их на различных плос­костях разума и субстанций, начиная с самых абстрактных логических посылок и кончая наиболее конкретными геометрическими телами. Из общего факта согласованности всех этих различных методов доказа­тельства он выявил безусловное существование определенных есте­ственных законов.

Признав музыку как точную науку, Пифагор применил найденные им законы гармонических отношений ко всем феноменам природы, зайдя настолько далеко, что установил при этом гармонические от­ношения между Планетами, созвездиями и элементами. Интересным примером современного подтверждения древнего философского уче­ния является прогрессия химических элементов согласно их гармони­ческим отношениям. Если упорядочить перечень химических элемен­тов как ряд по восходящей в зависимости от атомных весов (что было сделано Д. И. Менделеевым, открывшим периодический закон химических элементов), то, по А. Ньюленду, каждый восьмой элемент заметно повторяет свойства. Это открытие в современной химии из­вестно под именем «закона октавы».

Поскольку считалось, что гармония определяется не чувственным восприятием, но разумом и математикой, пифагорейцы себя называли Канониками, чтобы подчеркнуть свое отличие от гармонической шко­лы, которая полагала истинными принципами гармонии вкус и интуи­цию. Осознавая, однако, глубочайшее воздействие музыки на чувства и эмоции, Пифагор не колебался относительно влияния музыки на ум и тело, называя это «музыкальной медициной».

Пифагор утверждал, что душа должна быть очищена от иррацио­нальных влияний торжественным пением, которому следует аккомпани­ровать на лире. В своем исследовании терапевтического значения гармонии Пифагор открыл, что семь модусов, или ключей, греческой системы музыки имеют способность влиять на силу возбуждения раз­личных эмоций.

Рассказывают о таком эпизоде: как-то наблюдая за звездами, Пи­фагор увидел молодого человека, который ломился в дом своей подру­ги и, будучи пьяным и сгорая от ревности, хотел поджечь дом. Ярость молодого человека подчеркивалась игрой флейтиста, который был неподалеку от этого места и играл возбуждающую фригийскую мело­дию. Пифагор убедил музыканта изменить мелодию на медленную и ритмичную музыку, после чего опьяненный молодой человек собрал свой хворост и ретировался домой.

Известна также история о том, что Эмпедокл, ученик Пифагора, быстро изменив модус музыкальной композиции, спас жизнь своему хозяину Анхиту, когда тому угрожал мечом сын человека, приговорен­ного Анхитом к публичному наказанию. Известно также, что Эскулап, греческий врач, лечил радикулит и другие болезни нервов громкой иг­рой на трубе перед пациентом.

Пифагор лечил многие болезни духа, души и тела, играя составлен­ные им специальные композиции или же читая в присутствии больного отрывки из Гомера и Гесиода. В своем университете в Кротоне Пифа­гор начинал и заканчивал день пением: утром для того, чтобы очис­тить ум ото сна и возбудить активность, подходящую дню, вечером пение должно было успокоить и настроить на отдых. В весеннее рав­ноденствие Пифагор собирал своих учеников в круг, посреди которого стоял один из них, дирижируя хором и аккомпанируя на лире.

Терапевтическая музыка Пифагора описывалась Ямвлихом таким образом: «И некоторые мелодии были выдуманы для того, чтобы ле­чить пассивность души, чтобы не теряла она надежды и не оплакива­ла себя, и Пифагор показал в этом себя большим мастером. Другие же мелодии использовались им против ярости и гнева, против заблужде­ний души. А были еще и мелодии, которые умеряли желания».

Вероятно, пифагорейцы осознавали связь между семью греческими ладами и планетами. Так, например, Плиний говорил, что Сатурн дви­жется в дорийском ладе, а Юпитер — во фригийском. Кажется, что и темпераменты тоже могут рассматриваться в свете различных моду­сов, то же относится и к страстям. Таким образом, гнев, который явля­ется огненной страстью, может быть усилен огненным модусом и нейтрализован водным модусом.

Далеко простирающимся воздействием музыки на греческую куль­туру интересовался Эмиль Науманн: «Платон ограничивал значение музыки, полагая ее предназначенной только лишь для того, чтобы со­здавать бодрые мелодии, внушать любовь ко всему благородному и ненавидеть все плохое. Он полагал, что на внутренние чувства людей больше всего влияют мелодия и ритм. Будучи твердо убежденным в этом, он соглашался с Дамоном из Афин, музыкальным учителем Со­крата, что введение новой возбуждающей шкалы может представить угрозу для целой нации и что невозможно изменить ключ без потрясе­ния основ государства. Платон считал, что музыка, которая облагора­живает ум, гораздо более высокого порядка, нежели музыка, апелли­рующая к чувствам, и он упорно настаивал на том, что долг государ­ственных мужей — запретить всякую изнеженную и похотливую музы­ку и дозволять только чистую и благородную и что бодрые и живые мелодии подходят для мужчин, а мягкие и плавные — для женщин. Из этого видно, что музыка играла значительную роль в воспитании гре­ческой молодежи. Величайшая осмотрительность должна была быть в выборе инструментальной музыки, потому что отсутствие слов делало ее смысл сомнительным, и заранее трудно было предвидеть, произве­дет ли она на людей благодетельное или губительное действие. На­родный вкус, всегда замешан на чувственных и распутных мелодиях, должен рассматриваться с величайшим презрением». Даже сегодня военная музыка производит впечатляющий эффект во время войн, а религиозная музыка, хотя она больше не развивается в соответствии с древней теорией, все же очень сильно влияет на эмоции светских людей.

Следующий материал

Если появилось окно рекламы, закрывайте его, нажав на крестик справа вверху, или на кнопку "закрыть" снизу слева

24.06.2009 | Вы читали: "Пифагорейская теория музыки и цвета. Страница 2"


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *