О Владимире Викторовиче Кирюшине и его методике
Темы: Владимир Кирюшин, упражнения для развития слуха | Раздел: статьи
Дорогие друзья! У меня есть 158 упражнений, которые и Вы теперь легко сможете найти в сети через поиск. Интервью с Кирюшинымещё статья из переписки об опыте занятий
Сегодня я хочу поделиться с вами мыслями о воспитательных и образовательных аспектах музыки. Коротко о себе: за 30, постоянно концертирую как пианист, композитор, образование – музыкально-педагогическое. Десять лет назад организовал студию фортепиано при частной школе. Начав заниматься, понял, что мои методы слабы, а путь интуитивного постижения педагогического мастерства слишком долог. Но активное погружение в инновации, разработки специалистов дало неплохие результаты, в смысле выстройки моего отношения к музыкальному воспитанию в целом и к влиянию музыки вообще. Главное, что отличает мир последних нескольких лет от мира моего отрочества, это постоянное оттягивание общественного внимания (как силы) в сторону конкретной личности. В этом смысле дети, которым сейчас время идти в школу (+- 5 лет) отличаются огромным стремлением к созданию внутри себя собственной неповторимой Вселенной. Поэтому таких детей невозможно чему-то научить, а можно лишь создать условия, в которых интерес к тому или иному предмету проявится мощнее и глубже. И это очень важно!! Важно для нашего с вами желанного будущего. Если речь идёт о музыке, то нужен эксперимент, который покажет, что именно интересует ребёнка, - может, ритм, может, голос, звук инструмента? Исследованиями в области инновационной педагогики (педагогики будущего) занимаются/занимались Щетинин, Амонашвили, Акбашев, Кирюшин, Тютюнникова.
Поражает простота идеи Кирюшина. В его упражнениях нет ничего особенно нового, однако при постоянных простых повторениях и запоминании этих мелодий постепенно развивается всё то, что Владимир Викторович называет музыкальным мышлением. При этом даже если не пропевать упражнения, а просто прослушивать, процесс "включения" всё равно происходит. Ниже - информация, надеюсь, будет полезна:
Скачать интервью В.Кирюшина можно здесь:
Дородовое музыкальное развитие
Автор: Ольга Грибкова
Удивительно то, что специально подобранная музыка способствует развитию мышления, памяти, музыкального слуха, творческих способностей ещё не родившегося ребёнка.
Благодаря существующим методикам музыкальной стимуляции развития плода и новорождённого ребёнка, музыкальное обучение может быть начато до рождения. Опыт работы с детьми, прошедшими курс дородового музыкального развития, показывает, что они обладают более высокой интеллектуальной активностью, отличаются более широким спектром эмоциональных реакций и глубиной чувств.
Пение - также весьма эффективный способ и устранения эмоционального напряжения самой мамы, и стимуляции развития ребёнка благодаря его способности воспринимать все вибрации материнского организма задолго до формирования слуха. Да и сама способность слышать тоже формируется за несколько месяцев до рождения, а голос поющей матери значительно богаче по своим интонационным характеристикам, чем во время обычного разговора. Особенно здесь необходимо отметить пение матерью песен, обращённых к своёму ребёнку. Это прежде всего колыбельные. Помимо всех указанных достоинств пение колыбельных песен несёт в себе яркие и глубокие "послания любви" малышу.
Кроме того, пение улучшает дыхание, контроль над диафрагмой и сам голос. Известно, что звуки разной высоты оказывают воздействие на определённые системы организма, тем самым, используя работу с голосом, можно улучшать функционирование различных органов. Гармония звуков благоприятно воздействует на психику, не говоря уже о мощном влиянии глубинного содержания музыкальных произведений. Пение необходимо беременной женщине.
Материнский голос - это камертон, по которому настраивается аппарат мировосприятия ребёнка. Чем богаче будут интонации материнского голоса, тем богаче будет мировосприятие малыша. Создатель одного из направлений музыкального развития до рождения, М.Лазарев, отмечает, что будущая мама должна петь, и даже в том случае, если она совсем не умеет петь, даже если её голос кажется ей некрасивым. "Для ребёнка эти материнские голосовые вибрации являются чудесными вибрациями жизни". И, конечно, намного прекраснее, если родители поют хорошо поставленным, чисто интонирующим голосом и обладают развитым музыкальным слухом. Почему бы времени ожидания рождения малыша не стать временем развития своих музыкальных способностей. Пение, музыка - один из китов материнства.
Система взглядов и метод развития и постановки голоса, созданные В.В.Емельяновым, способны помочь любому.
Прослушивание и разучивание специальных музыкальных номеров способствует развитию абсолютного музыкального слуха, как утверждает автор методики В.В.Кирюшин, от 0 до 90 лет. Практическое знакомство с этими системами помимо достижения поставленных целей дают ещё дополнительную возможность овладеть конкретными методами и приёмами естественного и развивающего воспитания и обучения.
Гимадеева Ирина, по материалам сайта http://www.magichild.ru
В последнее время все чаще врачи и психологи рекомендуют беременным женщинам слушать классическую музыку. При этом, как правило, не дается конкретных советов: зачем, как и какую музыку слушать.
Музыка относится к числу искусств, которые вызывают наиболее сильный отклик в душе человека. Она может оказывать непосредственное влияние на его эмоциональный мир. Еще Аристотель утверждал, что с помощью музыки можно определенным образом влиять на формирование человеческого характера. Начиная с 50-х годов XX столетия в различных странах мира были созданы центры музыкотерапии, которые успешно работают и по сей день.
А что касается отечественной медицины, то еще в 1913 году наш выдающийся психоневролог академик В.М.Бехтерев организовал Комитет по изучению воспитательного и лечебного действия музыки. Он считал, что музыка положительно влияет на дыхание, кровообращение, устраняет усталость и придает физическую бодрость, а также неоднократно подчеркивал важную роль колыбельных песен для полноценного развития маленького ребенка. А несколько лет назад в Московском центре восстановительного лечения доктор М.Л.Лазарев начал использовать музыку для оздоровления беременных женщин и их будущих детей.
Исследования врачей доказали, что уже на пятом месяце беременности ребенок слышит и различает звуки. Он может реагировать на громкость и ритм мелодии. Она может ему нравиться или нет. И, через нейроэндокринную систему, музыка оказывает воздействие практически на все системы и органы ребенка: изменяется частота дыхания, тонус мышц, моторика желудка и кишечника.
Также доказано, что малыши узнают, активнее реагируют и предпочитают ту музыку, которую они "слышали" до рождения, будучи в утробе матери.
Беременность - это не только формирование ребенка, но и потрясающий шанс повлиять на интеллект, творческие и музыкальные способности вашего малыша, простимулировать его познавательное и эмоциональное развитие.
Кстати, об интеллекте. Исследования американских ученых показали, что всего лишь десятиминутное прослушивание фортепианной музыки Моцарта показало повышение так называемого коэффициента интеллекта в среднем на 8-9 единиц. При этом в группе тестируемых были люди, которые любят музыку Моцарта, и те, кому она совершенно безразлична. А русские ученые И. М. Сеченов, С. П. Боткин и И. Л. Павлов установили такую закономерность: оказывается, с помощью музыки можно регулировать дисинхронные ритмы, появляющиеся в мозге при стрессе.
МУЗЫКА которую рекомендуется слушать:
для снятия раздражения
"Лунная соната" Бетховена, "Симфония" Гайдна, "Кантата № 2" и "Итальянский концерт" Баха;
от головной боли:
"Венгерская рапсодия" Листа, "Фиделио" Бетховена, "Американец в Париже" Гершвина;
от бессонницы:
"Грустный вальс" Сибелиуса, "Мелодия" Глюка, "Грезы" Шумана, пьесы Чайковского;
для успокоения:
"Колыбельная" Брамса, "Свет луны"Дебюсси, "Аве Мария" Шуберта;
от гипертонии:
"Ноктюрн ре-минор" Шопена, "Концерт ре-минор для скрипки" Баха.
Если у вас апатия или подавленное настроение во время беременности, если малыш вяло и плохо сосет грудь, специалисты рекомендуют так называемые стимулирующие (тонизирующие) программы. Это произведения все тех же Баха, Моцарта, Шуберта, Чайковского и Вивальди, но в темпе аллегро или аллегро модерато.
А в НИИ педиатрии РАМН для этих целей использовали авторскую программу педагога и теоретика музыки В.В. Кирюшина - фрагменты музыкальных упражнений в исполнении детского голоса.
Положительное действие этих музыкальных произведений ощутили на себе многие беременные женщины. Но, как рекомендуют аудиологи, при прослушивании мелодий, прежде всего, вы должны ориентироваться на собственные музыкальные симпатии. Нравится вам скрипичная, органная, фортепианная или симфоническая музыка? А может вы предпочитаете церковную музыку (не зря же она называется духовной)? Решайте сами. Экспериментируйте. Может быть, еще будучи беременной, вы сможете развить у вашего ребенка ассоциативное мышление: звучит быстрая музыка, надо кушать, медленная - спать и т.п..
Если во время беременности вы хотите, чтобы кроха лучше слышал музыку, можно воспользоваться наушниками, так как некоторые специалисты считают, что ребенок, будучи в утробе матери, слышит звуки несколько иначе, чем мы. И поэтому рекомендуют будущим папам разговаривать со своим ребенком, шепча маме на ушко. Так малышу будет лучше слышно. Но вы должны помнить, что, по мнению отоларингологов, длительное использование наушников и прослушивание музыки через них ведет к ухудшению слуха.
А когда малыш родится, то при прослушивании музыкальных произведений нужно соблюдать несколько простых правил. Магнитофон располагается на расстоянии не менее одного метра от кроватки или манежа ребенка, а звучание музыки не должно превышать громкости разговорной речи. Ни в коем случае не надевайте наушники на новорожденных (опасность акустических травм очень велика).
Так что помните: то хорошо, что хорошо в меру! И не забывайте, что у вас есть… голос - этот уникальный инструмент, который всегда с вами. Пойте!
Пойте своим детям, хотя бы до трех лет, когда они укладываются спать, и продолжайте петь им еще в течение пяти минут после засыпания. Как считает болгарский психотерапевт П.Рандев, это поможет им быть уравновешенными, спокойными и доброжелательными людьми в дальнейшем. Да и нам самим неплохо бы слушать на ночь колыбельные песни, так как их действие оказывается эффективнее медикаментов. Сон от воздействия колыбельных мелодий особенно крепкий и глубокий.
ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ СОЛЬФЕДЖИО. Введение |
Description: size=1>ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ. КОМИТЕТ ПО КУЛЬТУРЕ ГОРОДА МОСКВЫ МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МУЗЫКИ ИМ. А. Г. ШНИТКЕ МУЗЫКАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ. КАФЕДРА ТЕОРИИ МУЗЫКИ А. Е. Дадиомов. Технические средства обучения на занятиях по сольфеджио в музыкальной школе. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА МОСКВА 2005 |
Интересным примером применения технических средств в обучении сольфеджио являются музыкальные сказки В.В. Кирюшина, выпущенные на грампластинках с сочиненным и исполненным автором музыкальным сопровождением и с книжным приложением. В предисловии к первой из этих сказок, "Сказке о двух братьях", В. В. Кирюшин, в частности, пишет: "Данная книга является первой из серии музыкальных мифов-сказок, в которых детям самого разного возраста (от ясельного до школьного) даются основные понятия музыкальной грамоты, теории музыки, гармонии и сольфеджио, а также вся музыкальная терминология в доходчивой и понятной для ребенка форме. Серия состоит из 40 книг в прозаическом и стихотворном вариантах. Эти книги можно читать в любой последовательности, так как каждая представляет собой отдельную законченную историю, а персонажи и образы большинства сказок переходят из книги в книгу. В каждой книге имеются приложения, где даны вопросы и ответы на них, чтобы родители могли проверить знания, приобретенные детьми в процессе слушания или чтения сказки, а также краткий словарь музыкальных терминов, с помощью которого всегда можно свериться с общепринятой в музыкальной педагогике терминологией. В приложениях также помещены графические рисунки клавиатуры фортепиано, которые помогут объяснить строение каждого интервала, аккорда, лада и прочих "премудростей" музыкального языка. Тот, кто по той или иной причине не пожелает специально заниматься по этим приложениям, может ими не пользоваться. Основного текста и его иллюстраций будет достаточно для того, чтобы ребенок подсознательно освоил практически все основы музыкальной грамотности. Если Ваш ребенок поступит затем в музыкальную школу, и он, и Вы убедитесь, что основной материал, который будут ему объяснять в течение почти всего курса обучения за восемь лет, ему уже знаком". Можно спорить о содержании самих сказок, в которых многие педагоги и методисты отмечают обилие негативных и слишком страшных для детей моментов и более чем спорных характеристик ("глупая дура октава", "секунды с противными и сморщенными мордами", "пустая и глупая квинта" и т. п.). Вместе с тем, сам жанр представляется весьма перспективным для использования в качестве дополнения к основной программе для урочных и домашних занятий учеников младших классов школы. При этом нельзя согласиться с мнением В.В. Кирюшина, считавшего данные сказки принципиальной альтернативой школьному обучению сольфеджио, так как полноценное обучение на этом этапе не может быть заочным, в том числе, с отсутствием закрепления пройденного в виде письменных и устных упражнений и опроса, слухового анализа, вокально-интонационных упражнений и сольфеджирования, музыкального диктанта и т. д. В.В. Кирюшин выпустил также
большое количество аудиокассет с записями сочиненных им песен, содержанием которых стало освоение в практической
форме терминов и понятий школьного курса музыкальной грамоты. Их прослушивание (а возможно, и разучивание) на
занятиях и дома учениками младших классов может принести ощутимую пользу в обучении.
«Все дети от природы не только музыкальны, но и талантливы», - считает директор центра «Мир музыки» О. А. Шерер. Она была одной из тех, кто решил заняться развитием детей по методике «Эмоционально-образное развитие личности» педагога-новатора В. В. Кирюшина. Будучи преподавателем музыкальной школы, Ольга Анатольевна впервые услышала о новой методике и, познакомившись в г. Екатеринбурге на курсах повышения квалификации с автором, присутствуя на его семинарах, решила посвятить этому свою жизнь и заняться методикой серьезно. Результаты не заставили себя ждать – дети делали заметные успехи. Многие родители в детстве прошедшие через музыкальную школу, помнят, как трудно было осваивать азы музыкальной грамоты и сольфеджио, когда однообразные диктанты часто вызывали скуку и непонимание. Музыкант и педагог В. В. Кирюшин придумал серию волшебных сказок-мифов. Они написаны в жанре, понятном даже самым маленьким. В сказках рассказывается о чудесных взаимоотношениях веселых зверей – Интервалов, о том, как Диссонанс воевал с Консонансом, о многих других чудесных и забавных вещах. Героями сказок-мифов являются музыкальные термины: играя, ребенок весело усваивает сложнейшие музыкальные понятия, развивает музыкальный слух и обогащает эмоциональный мир. «Начинать заниматься по системе Виктора Кирюшина можно практически с рождения», - считает Ольга Анатольевна.
В.В. КИРЮШИН. БИБЛИОТЕКА МУЗЫКАЛЬНОГО МИФА
Многие родители, в детстве прошедшие через музыкальную школу, помнят, как трудно было осваивать азы музыкальной грамоты и сольфеджио, когда однообразные диктанты и разрешение характерных интервалов не вызывало ничего, кроме скуки и непонимания. Музыкант и педагог-новатор В.В. Кирюшин придумал замечательную серию сказок-мифов. Они написаны в жанре волшебной сказки, понятной самым маленьким. Они расскажут о чудесных превращениях, обращениях и разрешениях веселых зверей-ИНТЕРВАЛОВ, о том, как МИшка выращивал РЕпу, ДИССОНАНС воевал с КОНСОНАНСОМ, ЦЕЛОТОННЫЙ источник поил героев волшебной водой, а так же о многих других чудесных и забавных вещах.
Героями сказок-мифов являются музыкальные термины: весело играя, ребенок усваивает сложнейшие музыкальные понятия. Увлекательные сказочные сюжеты и великолепные цветные иллюстрации, соединенные со звуковым рядом позволяют ребенку играючи освоить основы музыкальной грамотности, развивают его музыкальный слух и эмоциональный мир. Теория музыки, гармония и сольфеджио соединяются в захватывающих историях с яркими персонажами, наделенными сильными эмоциональными характеристиками: КОНСОНАНС и ДИССОНАНС - добрый и злой братья, МИШКА ФОРТЕ - громко ревущий медведь, ПАУК КВАРТДЕЦ, колючие СЕКУНДЫ, семиглавые драконы СЕПТИМЫ… Так ребенок легко и радостно осваивает новый для него образный язык.
Начинать заниматься по системе В.В. Кирюшина можно практически с рождения ребенка. Читайте ребенку сказки и слушайте пластинки, если дома есть музыкальный инструмент и вы умеете на нем играть, — иллюстрируйте текст самостоятельно. Малыш быстро освоит музыкальный язык и, возможно, сочинит свое первое музыкальное произведение раньше, чем это сделал маленький Моцарт!
__________________________________

Владимир Кирюшин
Владимир Викторович Кирюшин родился в 1940 году в семье Ульяновых -родственников В.Ленина по материнской линии. С 1948 года стал обучаться музыке в Московском хоровом училище имени А.Свешникова. В 1958 году поступил на учch9568;бу в Московский музыкально- педагогический институт имени Гнесиных. С первого курса занимался преподавательской деятельностью в организованной им совместно с В.Судаковым (ныне профессор РАМ им. Гнесиных) Московской капелле мальчиков. С 1960 года -педагог Московской специальной школы-десятилетки имени Гнесиных. С 1962 года принимал участие в работе Республиканской капеллы под руководством профессора А.Юрлова и в этом же году начал преподавательскую деятельность в институте имени Гнесиных. В это же время им были написаны первые учебники по сольфеджио, выпущенные институтом имени Гнесиных и Всероссийским хоровым обществом. По окончании института в 1963 году работал в Иркутском педагогическом институте старшим преподавателем и ИО зав. Кафедрой музыки. В 1964 году поступил в аспирантуру института имени Гнесиных в класс профессора А.Юрлова, работал в Республиканской капелле в качестве хормейстера и вел преподавательскую деятельность в институте имени Гнесиных (хор, дирижирование, дипломные рефераты, аранжировку, чтение партитур, сольфеджио, теорию музыки и гармонию, практику студентов). В 1968 году написал диссертацию на тему «Ладофункциональное развитие музыкального слуха учащихся младших классов ДМШ». С 1970 по 1978 г Работал в музыкальном училище имени Октябрьской революции (ныне музыкальный колледж имени Шнитке) в качестве преподавателя теоретических дисциплин, а так же работал с детьми в студии «Пионерия» и в ДМШ имени Дунаевского. В эти годы особенно много ездил по стране, проводя семинары с преподавателями музыкальных школ, педагогами пения общеобразовательных школ, музыкальными работниками детсадов, преподавателями педагогических, музыкальных училищ и консерваторий. В 1980 году совместно с лабораторией музыки НИИ художественного воспитания академии педагогических наук СССР участвовал в создании программ для внешкольного образования (сольфеджио). В 1987 году создал малое предприятие «Тритон», которое стало выпускать учебные и методические пособия на основе разработанной методики эмоционально-образного развития музыкальных способностей. С 1992 года -Президент российской ассоциации эмоционально-образного развития Личности. В 1996 году министерством культуры РФ принята программа по «Основам музыкально-творческого воспитания» для ДМШ и детских центров культуры, рекомендованая министерством в качестве государственного стандарта в области преподавания музыкально-теоретических предметов.. В 1998 году избран действительным членом Международной академии геронтологии.В настоящее время по программам, учебным и методическим пособиям В.Кирюшина занимается свыше 600 учебных и воспитательных школ и учреждений России, в частном порядке пособия закупают более чем в 50 странах мира. В последние годы в различных странах -Греции, Турции, Норвегии, Испании- проведены выездные уроки-семинары с группами детей и их родителей (дети от 3 до 13-14 лет). В г.Москве проводятся занятия с детьми От 3-х лет до 12-ти по развитию общих способностей (интеллекта, памяти, музыкального слуха) на основе музыкально-творческого воспитания. На этих занятиях всего за два-три года даётся база музыкального образования, которая по традиционным методикам осваивается иногда 12-13 лет. При этом каждый ученик через два года обладает и развитым абсолютным музыкальным слухом.
Источник
Наше тело правое и левое
В тональности до мажор
Вот, скажем, достаточно банальный вопрос: в каком возрасте ребенок начинает думать? В 11 месяцев, когда произносит первые слова? Или в полтора года, когда начинает узнавать себя в зеркале? А может, в три, когда осознает, кто он, мальчик или девочка?
Преподаватель консерватории Владимир Викторович Кирюшин отвечает на этот вопрос так: "В три месяца. Но не от появления на свет, а от момента... зачатия". Именно в этом возрасте растущий мозг эмбриона (вернее, правое полушарие) уже способен не только перерабатывать звуковую информацию, но и запоминать ее.
Я смотрю кадры уникального фильма: молодая женщина сидит в ванной. У нее родовые схватки, а она... поет. И вот под звуки жизнеутверждающей музыки и материнского соло ребенок появляется на свет. И что же он делает, оказавшись в руках акушерки? Правильно, кричит. Но - именно в той тональности, в которой в данный момент звучит мелодия! На экране не момент появления на свет Моцарта или Гайдна: скорее всего, родилось обычное дитя, но прошедшее азы музыкальной грамоты.
Сам процесс обучения не сложен: женщина раз в день на 15 минут накладывает на живот наушники, через которые звучит мелодия флейты. Изюминка - в самой мелодии. Подобно Сальери, В. Кирюшин в результате многолетних изысканий произвел "анатомическое вскрытие" тысячи музыкальных произведений и нашел обертоновые формулы, которые воздействуют непосредственно на подсознание развивающегося плода. Врачи, исследовавшие сердечный ритм будущего ребенка и его матери, поражались: стоило зазвучать "эмбриональной" музыке, как два сердца - матери и плода - начинали биться в унисон.
Музыкальное образование ненавязчиво продолжалось и после родов, только теперь уже портативный магнитофон крепился к ручке прогулочной коляски. В результате к 3 - 4 годам у ребенка формировался абсолютный музыкальный слух. В чем он проявлялся? Попробуйте напеть наш "национальный гимн":
"Не слышны в саду
Даже шорохи..."
Получилось? А вот трехлетний воспитанник Кирюшина споет вам еще и по-другому:
"До ми соль ми фа
Ми ре соль фа до..."
А что потом? А потом, через много лет, из пяти тысяч внутриутробных воспитанников педагога 200 защитили диссертации (разумеется, когда выросли). Причем не только в области искусства, но и по математике, физике, биологии. А остальные, хотя и не стали доцентами, любят музыку и жизнь. Вот к чему приводит сверхранняя тренировка правого полушария. Но почему именно правого?..
Плюрализм в голове
Как известно, когда Всевышний лепил первого человека, рядом крутился черт. И вот, вложив в черепную коробку два мозговых полушария, Бог аккуратно подвел к каждому из них нервные волокна, причем к левому мозгу - от левой половины тела, а к правому - от правой. Он увлекся работой и не заметил, как протянулась мохнатая рука, вынула Адамовы мозги, развернула на 180 градусов и вставила обратно. В результате все нервы оказались перекрученными: от левого полушария пошли к правой руке, правой ноге, правому глазу и уху, а от правого - ко всему левому. С тех пор мы так и живем: левая половинка мозга управляет правой стороной тела, а правая - левой. Однако на этом фокусы не кончаются.
Во времена мрачного средневековья левши были объявлены чуть ли не исчадиями ада. Стоило инквизиторам почувствовать приближение дьявола, козлами отпущения тут же объявлялись косые, хромые и, конечно, левши. Много их тогда на кострах сгорело. Но даже когда потухли костры инквизиции, подозрительное отношение к левшам осталось. Их переучивали, ввергая из-за этого в стресс. И лишь сейчас общество повернулось к ним лицом. Несмотря на то что все граждане (за редким исключением) имеют одну фамилию, внутри каждого из нас уживаются два получеловека: правша и левша. Посмотрите на себя в зеркало: правый глаз у вас несколько хитрее и задорнее, а левый - грустнее и серьезнее, уголок правой губы оптимистично задран вверх, а левый пессимистически опущен, правое ухо как бы настороже, зато левое доверчиво распахнуто, как окно в сад.
В начале 40-х годов случилось у нейрохирургов поветрие - лечить эпилепсию путем рассечения мозга на две половинки (напомню,что в норме полушария - сросшиеся, как сиамские близнецы). В результате таких операций на свете возникло несколько десятков людей с расщепленными полушариями. При послеоперационном обследовании попробовали задавать вопросы правой половине мозга, а ждать ответа - от левой (поскольку именно в левом полушарии сосредоточены центры речи и письма). Достичь этого можно следующим образом: если попросить испытуемого сосредоточить взгляд на точке, расположенной симметрично по отношению к правому и левому полуполям зрения, то предмет, помещенный слева от точки, будет опознан в правом полушарии, а справа - в левом. И вот показывают правому полушарию пациента чайную ложечку и спрашивают: "Что вы видите?" "Не знаю", - отвечает тот (естественно, через левое полушарие). Неужели в самом деле не знает? Завязывают ему глаза и предлагают выбрать из посудного сервиза то, что он только что видел. Испытуемый на ощупь выбирает... ложечку и начинает помешивать ею чай. "Что вы делаете?" Отвечает: "Рисую". Выходит, левая половина мозга не знает, что делает правая!
А так ли дружно живут половинки мозга у здорового человека? Понимающая речь, говорящая и пишущая левая часть мозга (исключение составляют левши) к тому же знает арифметику, умеет отсчитывать время, любит строить планы на будущее и выдумывать всякие революции. Правый мозг - немой. Но он - "Великий немой", поскольку все, что создано Рафаэлем, Моцартом, Эйзенштейном и т. д., создано благодаря правой гемисфере. Таким образом, утверждение А. Вознесенского, что "человек на 2% состоит из Микеланджело", - явное преуменьшение: в каждом из нас 50% художника и музыканта. А еще правое полушарие - ярый "консерватор", поскольку все его помыслы - в прошлом.
"Чукча не читатель"?
Такой вот "двухпалатный парламент" уживается у каждого из нас под черепной коробкой. Однако две половинки мозга редко придерживаются демократических принципов: обычно одна из них является доминирующей и подавляет способности другой. Доминирование во многом определяется наследственностью, воспитанием и системой образования.
Традиционное европейское образование (в том числе и российское) направлено на развитие и выявление способностей левого мозга. Среди тех, кто не успевает за своими сверстниками в средней школе, 60% составляют абсолютно психически здоровые дети с единственной закавыкой в мозге: у них доминирующим является правое полушарие. Им бы быть охотниками, следопытами, геологами. Там, в лесу или тундре, они со своим мозгом дали бы сто очков вперед любому золотомедалисту. А в школе им приходится осваивать "камчатку" и скучать на уроках алгебры. Конечно, для школьников это не смертельно - жизнь потом расставляет всех по своим "рабочим местам".
Что не смертельно для отдельных школяров, может быть пагубным для нации, если она бездумно загоняется за парты. Некоторые из северных народов генетически являются правополушарными, и московская система образования им абсолютно противопоказана.
Она, конечно, выявляет среди аборигенов небольшую часть левополушарных, оканчивающих впоследствии вузы и становящихся даже, как принято говорить, гордостью нации. Однако остальную массу народа школьный фильтр заводит в тупик: образование, идущее вразрез с церебральным вектором потребностей человека, губит личность, мозг не может гоняться одновременно за двумя "птицами счастья". Поэтому одна из мер спасения малых народностей от деградации может заключаться в создании образовательных программ, учитывающих правополушарную организацию мозга учеников (подобные программы существуют, например, в Канаде).
А резерв у правого полушария огромен: некоторые программы, рассчитанные на диалог с художественными наклонностями мозга, способны "вывести в люди" даже детей с синдромом Дауна.
Юмор - всегда справа
Любопытно, что и шабаш американской демократии, спровоцированный амурной шалостью незадачливого президента, имеет правополушарную основу. Согласно некоторым версиям, практикантка Моника Левински не случайно забрела в апартаменты Белого дома, а была внедрена туда спецслужбами. На первый взгляд, операция была спланирована "топорно": неужели президента надеялись заснять в непотребном виде на подконтрольной ему территории? Логичнее было бы организовать встречу с сексапильной Моникой на каком-либо укромном ранчо. Однако учтено было то, что 42-й президент США - стопроцентный левша. А такие люди и рассуждают и чувствуют одним и тем же полушарием (тем, что справа), в результате чего под напором чувств легко теряют голову. Поэтому, воспламенив в высокопоставленном любовнике страсть, Моника без труда могла подтолкнуть его к самым экстравагантным поступкам: от объятий перед жерлами многочисленных телекамер до завершения известного акта в подол злополучного коктейльного платья.
Истории было угодно свести в одном временном пространстве процесс судебный с процессией траурной, провожающей в последний путь другого, на этот раз гениального "левшу".
На газетной полосе в траурной рамке портрет вполоборота влево. В ту же сторону скошен и взгляд больших темных глаз. Любой психолог отметит: подобная поза характерна для правополушарной, художественной натуры. Композитор Альфред Шнитке был вдвойне правополушарным: мало того, что он сочинял музыку, он и записывал ее левой рукой: то есть справа у него располагались и речевой и музыкальный центры. Меч судьбы, безжалостно опускавшийся на голову музыканта, все время отводился от его гениального ума, сосредоточенного в правой гемисфере: два инсульта в течение десяти лет поражали левый мозг. А музыка лилась и лилась из правого...
Именно благодаря редкой анатомической особенности маэстро, а также небесному ангелу-хранителю, Шнитке буквально на "одном полушарии" написал балет "Пер Гюнт", оперу "Жизнь с идиотом". Кстати, исполняя перед друзьями фрагменты сочинения с таким "жизнерадостным" названием, Шнитке весело смеялся, что изумляло окружающих. А "ларчик" открывался просто: чувство юмора также обитает в правой половинке мозга.
Кстати, о музыке. Кто ходил в походы, знает чувство единения, которое возникает у костра под хорошую песню. Хоровое пение объединяет всех: и право- и левополушарных, поскольку в это время левая половина подсказывает слова, а правая выводит мелодию. Поющий человек перестает быть однополушарным, и большая масса единоличников превращается в единомышленников.
Лидеры часто используют эти законы. Вспомним советские песни, особенно периода "великих строек" и освоения целины: все они, как правило, хорошо поются хором, будь то бытовое застолье либо праздничная демонстрация. Перед тем как развязать вторую мировую войну, фюрер объединял дух Германии совместным поеданием супа на городских площадях, переходящим в хоровое распевание гимнов.
Тонкое дело
Проблема "специализации" полушарий не замыкается на школьных аудиториях, а распространяется и на полушария земные. Как мы уже упоминали, левая половина мозга любит строить планы на будущее: все его помыслы устремлены на день, месяц, год вперед. Правая, напротив, больше живет картинами прошедшего, устоявшегося, традиционного. А теперь обратимся к ключевому различию между Востоком и Западом: как известно, оно покоится на вероисповедании. Вот христианство. Лейтмотив православных обрядов - ожидание прихода Мессии. Образ Христа - мощный стимул для активизации левого полушария, поскольку повторное явление сына Божьего - событие далекого будущего. В то же время идея Мессии закладывает в мозг установку на некоего лидера, вождя. Вспомним пророческие строки М. Лермонтова:
"Настанет год, России черный год,
Когда царей корона упадет...
И зарево окрасит волны рек,-
В тот день явится мощный
человек..."
Как мог юный поэт, не претендующий на роль Нострадамуса, так точно, на восе- мьдесят с лишним лет вперед угадать алгоритм октябрьского переворота? Да он просто гениально спроецировал подспудные религиозные устремления русского народа на будущее Российской империи.
Итак...
Зачем Природе понадобилось создавать "два в одном"? Не проще ли было, если бы все рождались с одним полушарием и жили себе в мире и согласии?
Дело в том, что благодаря межполушарной асимметрии в мозге формируется вектор поведения. Все наши потребности и хотения зарождаются в правой половине мозга, формируя чувство неудовлетворенности. Однако сами по себе отрицательные эмоции не являются продуктивными. Созидательными они могут стать только в том случае, если нечто будет менять знак эмоции на положительный. Таким "нечто" и является левое полушарие.
В самом деле голодный и нечесаный субъект должен искать закусочную "Жар-пицца" или салон С. Зверева. Но если сами поиски будут вестись на фоне отрицательных эмоций, то, подобно буриданову ослу, бедняга не сможет выбрать меньшее из двух зол: сидишь дома лохматый - плохо, отправился на поиски парикмахерской - тоже плохо... Подвигнуть личность на поиски может только другой вариант: сидишь - плохо, ищешь -- уже лучше. Подобный вектор - "уже лучше" - и зарождается в левой половинемозга во время поисков закусочной или цирюльни. Так два наших полушария и сосуществуют, как ведра на коромысле: вначале перевешивает правое "ведро" с отрицательными эмоциями, затем левое с положительными, затем снова с отрицательными и т. д., пока в результате удовлетворения потребности оба "ведра" не окажутся пустыми. Снова надо идти к "колодцу" - за новой потребностью. И дай бог, чтобы "колодец" не иссяк!
Валерий АЛЕКСАНДРИН. "Огонек".
Ведущее место в патогенетической терапии принадлежит немедикаментозным воздействиям. Комплексное регулирующее воздействие на механизмы нейроэндокринной регуляции и вегетативные центры оказывают различные виды лечебного массажа, упражнения в воде и сухая иммерсия.
Из традиционных физиотерапевтических способов лечения используется электрофорез (с магнезией, эуфиллином, витаминами), чаще на шейную («воротниковую» ) зону.
Условно к физическим методам воздействия может быть отнесена аэроионотерапия (лампа Чижевского), ароматерапия, возможно использование музыкотерапии, выбор которой определяется преобладанием у ребенка угнетения (в частности, с аритмичностью дыхания) или возбуждения (например, при синдроме срыгиваний). В первом случае используется программа активизирующей музыки (Моцарт, первая часть «Маленькой ночной серенады», Шуберт и т. п.), во втором — успокоительная программа (колыбельные песни, некоторые произведения Баха и т. п.). При чередовании вялости и возбуждения установлена эффективность программы В. В. Кирюшина (чередование различных по характеру звуковысотных упражнений).
175 | Музыкальные эмоционально-образные занятия (система В.В. Кирюшина) | м.Арбатская, ул. Арбат, д.23 | 196-58-72 | ЦАО |
Я в детстве занималась у Кирюшина, него была в чем-то похожая методика (вовлекались и цветовые образы - тоника-синяя, доминанта-красная, субдоминанта-желтая; моторика в виде игры на разных муз.инструментх, показ высоты звука ладошкой самим ребенком во время пения, игровые моменты). Как ни странно: занималась у него в 3-4 года, а сейчас вспомнила - занятия стоят перед глазами очень четкой и яркой картинкой, могу даже воспроизвести песенки и игры, которыми занимались... |
Если появилось окно рекламы, закрывайте его, нажав на крестик справа вверху, или на кнопку "закрыть" снизу слева
24.06.2009 | Вы читали: "О Владимире Викторовиче Кирюшине и его методике"
КАК ЗАНИМАТЬСЯ ПО МЕТОДИКЕ (рекомендации от Красноухова):
Заниматься просто.
1. Прослушивать упражнение с голосом. Пропевать его вместе с вокалистом, несколько раз, пока не запомнится.
2. Попробовать спеть под минусовку, затем вернуться к “плюсу”, проверить себя, и опять спеть под минус.
(если практиковаться упорно и методично, каждый день, лучше 2 раза в день, лучше в определённое время, — раз от раза будет получаться всё лучше! — память будет укрепляться, мышление — развиваться, а мозг станет работать активнее)
3. Переходить к новому упражнению лучше на 2-3 день, если занятия начинаются “с нуля”, и сразу, если есть опыт пения в хоре, или муз. образование.
4. Заниматься нужно с удовольствием и без фанатизма (иначе вы никогда не сможете играть на (…), ДА! — ведь на инструментах “играют” — это же просто игра!). Не перегружайтесь, или не перегружайте ребёнка. В этом деле стимуляторы не нужны. Важно отношение. А отношение должно формироваться любовью и интересом. Если дело касается ребёнка, — сможете заинтересовать — хорошо, не сможете — и не надо, пойте сами!
Здравствуйте.очень понравились Ваши статьи Можно мне познакомиться с фонограммами к № 87-108 и 132-158? Заранее благодарна Мой адрес maska37@list.ru
ответил лично
Здравствуйте. Как начать заниматься с ребенком? Что нужно слушать и пропевать? Благодарю. gomenyuk_maksim@mail.ru
Все просто: ставьте упражнения, прокручивайте трек несколько раз, старайтесь петь вместе с ребенком, запоминая и повторяя текст (нотки). Если это делать регулярно, то в мозге постепенно сложится умение слышать гармонию, структуру музыки.
Вы можете петь на октаву ниже или просто «мурлыкать», как говориться. Не обязательно стремиться к такому открытому пению, как в записи. Ведь цель упражнений — развитие слуха, а не голоса, для развития голоса нужны совсем другие упражнения.
Здравствуйте,Вы говорили, что у Вас есть 158 упражнений Кирюшина…
Залейте, пожалуйста, упражнения с 132 по 158 куда-нибудь и отправьте ссылку на samovar101@yandex.ru
и еще: у Вас есть качественные сканы нот и инструкции-рекомендаций по использованию курса? а Вы курс где приобрели? есть ли какой-нибудь магазин, официально продающий этот курс (полный качественный комплект)
Заранее благодарен.
Пожалуйста, сообщите о (не)возможности заливки курса и сканов
Ответил на e-mail
Будьте добры, пришлите мне пожалуйста на мыло ссылку где можно скачать упражнения, начиная с 22 и далее. Заранее благодарен.
Не родившемуся ребенку надо слушать эту же музыку Кирюшина?
А как же!
И лучше это делать не для него, а для мамы. Маме нужно действительно серьёзно увлечься этим, по-настоящему! То есть петь и заниматься не «для галочки», или потому что ребёнку так будет лучше, а потому что ей это интересно!
Только в этом случае энергетически ребёнок внутри будет «фиксировать» приятные состояния мамы, и впоследствии быстрее научится и слышать и воспроизводить музыку. Только так!