О Скрябине и духовных подменах

24.06.2009 | Темы: , , , | Раздел: статьи

В 97-98г., во время путешествий по эзотерическим и духовным тусовкам, много раз после выступлений меня просили поиграть Скрябина. Много раз я пытался честно, тотально войти в его мир, так как в этих кругах он и его музыка считаются символами. Так и не смог..

И вот уже сейчас, из глубины пережитого, чувствую и осознаю, что есть музыка Скрябина.

Толчком к написанию этой статьи явился фильм Михаил Казиник - "Космос Скрябина". А ещё ранее - "Космос Рахманинова". Тогда, 3 месяца назад, меня удивила позиция Михаила Семёновича относительно главного в творчестве Рахманинова. Мне показалось, что главное не было сказано... Но я оставил свои размышления, так как уважение к личности Михаила и его миссии перевешивало собственное мнение.
Есть множество способов приобрести бронедвери, но зачем так много, если этот самый удобный
Теперь же не смогу смолчать. Итак: Александр Скрябин, композитор, тонкий пианист, увлекающийся человек. Учился у Зверева вместе с Рахманиновым, мягко говоря, не дружили, думаю, из-за разницы в мировосприятии. Рахманинов не играл Скрябина, но на его смерть сыграл концерт только из его произведений, сыграл по-своему, так, что почти никто не узнавал этой музыки... У меня есть переписанный с пластинки концерт, где Скрябина исполняют Прокофьев, Рихтер, Горовиц, другие очень известные пианисты 60-х. Очень люблю эти записи. Концерт записывался в музее Скрябина в Москве. Весь концерт построен по принципу от раннего - к позднему. Как чудесны ранние скрябинские мелодии, какая упругая целостность в них, и какое странное впечатление производит "Поэма экстаза". При совершенном согласии с Михаилом Казиником в том, что эта музыка не от нашего мира, а от космоса, из тонких слоёв, не могу восхититься ею. Она вызывает внутренний разрыв и опустошённость.

100_1437

Даниил Андреев - Роза мира

Вот что пишет Даниил Андреев в "Розе мира" (сегодня открыл эту книгу специально):

"В искусстве (как, впрочем, и в науке) встречаются и такие тёмные вестники, которые лишены тёмных миссий и становятся глашатаями тёмного просто вследствие личных заблуждений. Ярким примером такого деятеля может служить Скрябин. В Бога он веровал и по-своему Его любил, самого себя считал Его вестником и даже пророком, но с удивительной лёгкостью совершал подмены, стал жертвой собственной духовной бесконтрольности и превратился в вестника Дуггура (тонкоматериальный слой около Земли, обиталище демонических сущностей). Мало кто понимает, что в "Поэме экстаза", например, с поразительной откровенностью рисуется именно тот демонический слой с его мистическим сладострастием, с его массовыми сексуальными действами, с его переносом импульса похоти в космический план, и главное, рисуется не под разоблачающим и предупреждающим углом зрения, а как идеал. Естественно, что чуткий слушатель "Поэмы экстаза", сначала смущённый, а потом завороженный этой звуковой панорамой космического совокупления, под конец ощущает как бы внутреннюю размагниченность и глубокую прострацию..."

Мне думается, что под "духовной бесконтрольностью" Андреев имеет в виду подмену приоритетов, замену главного второстепенным. Миссионерство было поставлено Скрябиным превыше качества, чистоты и высоты музыкальности (миссии самой музыки), увлекло его безмерно и заслонило собою всё остальное. В буддистской традиции (уважаю), желание спасти мир - одно из заблуждений, зол. Согласен с Рихтером, он сказал - "Хорошая музыка говорит сама за себя", я бы добавил - ценно само влияние музыки, слова о ней - вторичны. Имеющий уши да услышит.

Вы читали: "О Скрябине и духовных подменах"


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *