ВХОД
РЕГИСТРАЦИЯ
правильная регистрация
[4]
Главная » статьи »

МУЗЫКАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПСИХОКУЛЬТУРЫ

Г. Побережная

профессор кафедры теории и истори музыки

Института искусств НПУ им. М.П. Драгоманова,

руководитель Киевского центра арт-терапии и психодиагностики, доктор наук искусствоведения

В статье обосновывается новый метод оказания музыкотерапевтической помощи. С помощью «Омега-метода» музыкотерапевт стимулирует пациента к трансформации врожденной поведенческой модели, помогает человеку тотально гармонизировать себя. В работе впервые обосновывается возможность оказания помощи пациенту методами музыкальной астротерапии, которая использует основные астрологические принципы для диагностики, лечебного и психокоррекционного воздействия на человека через восприятие специально подобранной музыки.

Музыкальная терапия настойчиво внедряется в социальное пространство Украины после более чем столетнего прогрессирующего распространения ее в зарубежном мире. При этом она открывает новые возможности в разрешении актуальной проблемы современного человечества – совершенствовании его психической культуры. Перспективы подобного использования музыкотерапии освещаются в данной статье.

Особенность востребованости достижений музыкальной терапии на территории постсоветских государств – формирование наряду с собственно медицинским ее особого, «педагогического» вектора. Профилактика эмоционально-стрессовых состояний и неврозов, нормализация душевного состояния человека с помощью музыки в контексте его личностного становления – доминирующая цель музыкотерапевтической практики в России, снявшей официальные преграды для ее распространения еще в 1999 году. Большинство открытых здесь музыкотерапевтических центров возглавляют бывшие музыканты-педагоги.

Сохранение психического здоровья как средство выживания человека в технократическом мире заявлено как стратегическое направление и в профессиональной подготовке будущих музыкальных педагогов в Национальной музыкальной академии и Национальном педагогическом университете Украины (Киев). Время, однако, требует большего, чем просто сохранение психического здоровья населения (детей и молодежи – в первую очередь) или коррекция эмоционально-поведенческих нарушений, которые стремительно распространяются в социальной среде. В ответ на возросшие запросы времени музыкальная терапия может предложить и некие экстраординарные средства.

Усмотреть их можно в русле миссиональной парадигмы психиатрической помощи.

Принято считать, что миссию имеет только гениальная личность – homo magnanimus. Действительно, все гении ощущали на себе ее «дыхание», подчинялись ее властному зову. Они всегда приходили в мир в ответ на какую-то созревшую общественную потребность, становясь средством ее удовлетворения.
Интересуют картины современных художников? Хотите купить картину в киеве? Загляните в нашу картинную галерею!

Но и у каждого простого смертного есть конкретная миссия, просто масштаб ее реализации не “накрывает” все человечество, страну, государство (а может быть – только род, семью, какую-то другую человеческую общность). Каждый человек, фактически, является клеточкой, выполняющей свою уникальную роль во вселенском организме.

Суть же нового подхода такова: помогая молодому (а в принципе – любому) человеку решить конкретную жизненную проблему, психотерапевт расширяет контекст ее рассмотрения до масштабов всей жизни человека. Т.е. проблемой становится человеческая жизнь как таковая, ее сверхзадача, миссия. Разрешая концептуально задачу этой жизни, психотерапевт попутно избавляет пациента от проблемы, с которой тот обратился, и дает индивидуальный алгоритм решения всех проблем, которые у него могут возникнуть в будущем. Миссия в таком случае представляется как осознанное содействие своему собственному росту.

Такой способ разрешения жизненной проблемы – через расширение контекста ее рассмотрения – предлагается назвать «Омега-методом». Омега (последняя буква греческого алфавита) и символизирует цель, жизненную задачу, последнюю точку возможной эволюции человека.

Русский эзотерический философ П.Д.Успенский в начале ХХ века писал о важности изучения человека именно с точки зрения его возможной эволюции, исследования ее принципов, законов и фактов.

Но там, где есть Омега, есть и Альфа – исходная точка, с которой начинается культурное развитие личности. Каждому из нас от рождения свойственны повторяющиеся реакции на возникающие обстоятельства. Со временем эти реакции крепнут, кристаллизуясь в устойчивые программы, которые, в свою очередь, взаимодействуя между собой, определяют более длительный и устойчивый тип поведения человека в мире – то, что можно назвать «врожденной поведенческой моделью». Это – гештальт, закрепившийся комплекс психофизиологических реакций человеческого организма на внешние жизненные обстоятельства (обусловленных в том числе и генетическими факторами). Ведь во внешний мир каждый человек выносит лишь то, что уже выкристаллизовалось в его разуме и сердце.

Такая врожденная поведенческая модель задает то, что мы привыкли называть судьбой. Фактически, это – «сценарий жизни». Этот сценарий, по большому счету, у всех один: путь от Альфы до Омеги – именно такой путь и должен пройти человек, замкнув круг, совместив эти две точки в себе. Определенные качественные изменения в психической жизни человека, необходимо происходящие на этом пути и обусловливающие поведение индивидуума, всегда имеющее судьбоносное значение, есть необходимая и неотвратимая для каждого трансформация врожденной поведенческой модели. Сделать ее осознанной и целенаправленной – такова цель, в осуществлении которой музыкотерапия может сыграть решающую роль.

Современные разнообразные психо- и арт-терапевтические практики помогают человеку гармонизировать себя на локальном отрезке жизненного пути. Но надолго ли хватает такого воздействия? Все дело в том, что нужно работать не с локальной проблемой, а с судьбой, поведенческой моделью. Лишь трансформация ее в заданном направлении откроет человеку путь к счастью. Древние очень хорошо понимали это, когда писали: «каждый человек имеет свой собственный звук, вписывающийся в мировую гармонию, и пока он его не найдет, счастье бытия будет ему недоступно».

По сути, любая проблема, возникающая в жизни человека, – это сигнал о необходимости изменения его стратегического курса. Это призыв его Самости, некоего ведущего начала его глубинной сущности, к трансформации на пути от Альфы к Омеге – с целью обретения большей целостности. Это призыв к соединению Альфы и Омеги!

На пути практического внедрения означенной концепции существуют две трудности.

Первая из них заключается в том, что никому без особой нужды трансформироваться не хочется. Нужда, собственно, и действует как особый механизм стимуляции указанной трансформации.

Механизм этот очень прост, и, поскольку стоит на объективных основаниях, то доказательства его существования обнаруживаются в самых разных сферах: и в выводах точных наук, и в гуманитарном знании, и в эзотерике. На волне междисциплинарных поисков неожиданные аргументы в пользу существования указанного механизма дала музыка – та «мировая» (так она называлась) музыка, которая в древних философских учениях рассматривалась как модель мироустройства, воплощающая некий глобальный, космический резонанс – «музыку сфер». Действительно, каждый музыкальный звук содержит в последовательности своих гармоник единый алгоритм, задающий в своем скрытом вибрационном коде некую предпочтительную направленность энергопотока (локально – музыкально-исторического процесса). Этот принцип экстраполируется на жизнь каждого отдельного человека.

Да, «музыкальная». Вселенная имеет свое течение, свой предпочтительный вектор развития. Но ведь и реальная Вселенная имеет такую же энерговибрационную основу и тоже свой Омега-вектор. Все сущее же либо вписывается в господствующее направление, либо стоит поперек Пути и сметается вспять. «Кто знает закон вибраций – тот знает весь закон жизни» – эта древняя мудрость как никогда актуальна ныне.

Да, каждый человек продуцирует на клеточном (и в первую очередь – нейронном, непосредственно связанном с эмоциональным состоянием) уровне свою частоту вибраций, и она должна быть созвучна, синхронизирована с окружающим пространством, Космосом. Механизм этой синхронизации основан на том, что энергопоток течет только в направлении Омеги. Человек, не идущий к Омеге, не вписывается в мировую гармонию, нарушает ее. И соответственно сразу же получает от Судьбы «подзатыльник» – проблему (по сути, цепочку следствий в виде неудач, просчетов, болезней, жизненных катастроф), вынуждающую человека развернуться к восстановлению утраченной целостности.

Установление внутреннего энергетического баланса в человеке – вот самое общее определение осуществления миссии – как выравнивания врожденного крена в сторону Альфы. Развитие человека в сторону Омеги – объективная необходимость гармонизировать вибрационный контур мира. Лишь попадая в резонанс с мировым течением, человек получает жизненную силу, «ветер в паруса». И это закономерно: именно явление резонанса лежит в основе музыкотерапевтического целительного воздействия.

Резонирование частот колебаний дает резкое наращивание их амплитуды при сохранении частоты, в результате чего, например, разрушаются мосты при прохождении строевым шагом военной колоны, становится необузданной психическая энергия, выливающаяся в погромы после рок-концертов, и т.п. А разбалансированные в результате болезни клеточные колебания различных органов и систем организма восстанавливают в результате резонанса нормальный режим жизнедеятельности: блоки на пути течения энергии срываются, и жизненная энергия возобновляет свой свободный ток в организме, более не встречая преград. Включаются таким образом его саморегулирующие функции.

Как же музыкальная терапия может стать средством оптимизации осуществления человеком его миссии?

Именно музыка дает возможность ощутить отмеченные резонансные принципы функционирования мироздания в их неразрывности. Музыка может помочь настроить человека на нужную частоту, подобно настройке музыкального инструмента, влияя при этом на его базовый «виброэнергоуровень».

Но настройка эта сугубо индивидуальна, и для каждого конкретного человека существует лишь одно, четко определенное Омега-направление его индивидуальной эволюции. Задача консультанта, педагога – развернуть человека лицом к ней. Но для того, чтоб развернуть, надо знать куда. И здесь кроется вторая трудность, основная.

На сегодняшний день разработаны разнообразные методики, способные осуществить глубинное психодиагностическое тестирование индивидуума, проникнуть в его внутренний мир. Но ни одна из них не может дать ответ на вопрос: в чем миссия данного человека? Какова его жизненная задача? Лишь древний астропсихологический метод классификации психотипов – единственный, качественный, к которому обращался в самых трудных случаях Юнг и другие психологи, поможет получить ответ на этот вопрос. Ведь в карте рождения человека (в его гороскопе) есть математически рассчитанная точка пространства[1], указывающая миссиональное направление. Наверное, не случайно по начертанию она тождественна Омеге. Есть и «Альфа» – указание отправной точки жизненного маршрута, исходных психических качеств, на базе которых формируется врожденная поведенческая модель.

Фактически, уже на протяжении тысячелетий указанной методикой успешно пользуется астропсихология: 12-ричная символическая система зодиака и 7 планет, распределяющиеся на его канве, очень точно указывают качественные параметры личности согласно дифференцированной шкале. Определенная система баллов позволяет поставить анализ карты рождения человека на статистическую основу, а опыт – получить подтверждение качественных оценок. Их объективность гарантирована объективностью исходных данных, принимаемых в расчет, в то время как методы психологов в значительной степени привлекают субъективный фактор. К тому же практический психолог на получение диагностического результата (без гарантии его истинности!) потратит несопоставимо большее время.

В итоге же астропсихологического анализа каждый человек предстает как носитель сугубо индивидуального набора конкретных качеств, уникального их «букета», который можно сложить из объективных данных. Конгломерат психических функций, их окрашенность в те или иные энергии 12-ричности и даст искомое личностное своеобразие, не сводимое ни к какой существующей типологии. Набор комбинаций здесь практически неисчерпаем. Ведь каждый человек неотвратимо вписан в уникальный пространственно-временной континуум и несет на себе все его приметы, заданные циклическими параметрами бытия.

В последнее время все больше аргументов в пользу означенного подхода предоставляет наука. Так, современная физика все активнее разрабатывает теорию поля и показывает, что видимость линейного развития, базирующегося на причинно-следственной связи, на самом деле стоит на необъяснимой этими связями синхронности.

«Психолог, консультант или педагог может обрести в астрологии наиболее веское и полезное орудие, так как астрология дает нам язык, который точно описывает уникальную комбинацию универсальных факторов, действующих в каждом из нас»[2], – утверждает известный психолог С.Арройо.

Числовая (а значит, наиболее абстрагированная и обобщенная) основа музыки и астрологии дает убедительное теоретическое основание для выдвижения 12-ричности в качестве воплощения полноты системы:[3]

Число и смысл Музыка Астрология

1 – целостность,

исключительность

музыкальный звук как последовательность, соподчиненность обертонов
зодиакальный круг как отражение природной цикличности

2 – противоположности, радиальная симметрия

устой – неустой,

мажор – минор, диез – бемоль, белоклавишная – черноклавишная диатоника
полусферы гороскопа, аспект оппозиции

3 – исходная триада, дифференцированное единство

трезвучие,

терцовый принцип классической аккордики, три основные гармонические функции классической гармонии
тригоны стихий,

три зоны (гуны) зодиака,

три декады знака,

аспект трина

4 – основа, фундамент

полный функциональный оборот,

субдоминанта как функция углубления
квадранты, кресты, стихии,

планетарные фазы, аспект квадратуры

5 – творчество

Квинта – конструктивная основа музыкального строя, квинтовый круг тональностей, 5 черных клавиш фортепьянной клавиатуры
пентады,

«творческие» аспекты

6 – предел усовершенствования первичной целостности

6-ступенная целотонная гамма,

6 конструктивных обертонов
полусфера зодиака – один виток закрученной спирали в боковой проекции,

аспект секстиля

7 – предел разнообразия элементов на выходе в новое качество

7-ступенная диатоника, 7-й обертон, уводящий

в субдоминантовую сферу, 7 полутонов в чистой квинте, 7 белых клавиш фортепьянной клавиатуры,

7 октав в традиционной муз. системе
септенер,

Звезда магов, указующая семь дней недели

8 – начало повторения на новом уровне

интервал октавы, октавное строение музыкального звукоряда (число колебаний удва­ивается через октаву),

8-я квинта в восходящем или нисходящем направлении – начало повтора предыдущего цикла с полутоновым сдвигом, 8-й обертон, подтверждающий октавный принцип
8-й знак зодиака, символизирующий «врата в духовный мир»

9 – количественный предел сохранения качества

нонаккорд – предел терцового наслоения в аккорде, сохраняющем функциональную определенность
9-й знак зодиака – последний в тригоне стихии

10 – предел сосуществования противоположностей в пределах целого, гармоническая

полнота [4]
5 пар разнонаправленных квинт очерчивают мажоро-минорную систему
деление знака зодиака

и домов гороскопа на декады, 10 основных планет, 10-й знак, символизирующий кристаллизацию формы

11 – выход из системы
11-й обертон, нарушающий логику движения (заменяющий субдоминантовое направление доминантовым)
11-й знак зодиака, символизирующий нового, космического человека

12 – завершение цикла развития

.

12-ступенная темперация – основа классической гармонии, додекафония
12 знаков и 12 домов – полнота зодиака

Двенадцать основных зодиакальных архетипов, фактически, исчерпывают эволюционно-психологическую типологию. Обладая знанием этой 12-ричности, музыкотерапевт должен досконально изучить особенности пути человека к его индивидуально заданной цели. Для этого разработана специальная методика – не запредельной сложности, вполне доступная для овладения среднестатическим психологом, музыкотерапевтом, педагогом. Главное на этой стадии – осознание степени предстоящей трансформации: она может предполагать серьезную ломку психоповеденческих стереотипов, а может иметь частично-коррегирующий характер. Все это определит стратегию психотерапевтической работы и выбор ее методов.

Вспомним: двигательными импульсами управляет подсознание, на которое и оказывает наибольшее влияние музыка (эмоциональный стимул – более сильный побудительный мотив к действию, чем волевые команды). Лишь музыкотерапия, напрямую работающая с эмоциональным спектром личности, способна оказать на последнюю сущностное трансформирующее воздействие.

Ведь звуковые вибрации оказывают на нашу физиологию самое непосредственное, поистине «магическое» действие. Нужно лишь сделать его индивидуально направленным, и музыкальный звук вибрационно-энергетически структурирует внутреннее и внешнее пространство личности – поле ее осуществления.

Частоты эти имеют тот же универсальный 12-ричный спектр. Более того, такой же спектр можно обнаружить в вибрациях иных сенсорных октав: визуально-цветовых, вкусовых, тактильных и кинестетических, в ароматах.

Помещение человека в соответствующее поле вибраций, целенаправленно поддерживаемое соответствующей установкой сознания, безусловно, сокращает негативный опыт, необходимый для неизбежной личностной трансформации. Подобный метод сродни барокамере, используемой медиками для поддержания жизненной энергии в организме.

На этой основе видится возможным рождение нового направления в недрах музтерапии – музыкальной астротерапии, изучающей возможность использования основных принципов астрологии для подбора, диагностики и лечебного и психоррекционного воздействия на человека (пациента) специально подобранной музыки. Музыкант-астротерапевт должен обладать навыком различения в музыке базовых элементов: активного (мужского – ян) и пассивного (женского – инь) начал, 4-х стихий (огня, воздуха, воды, земли) и 12 принципов, символизирующих степень развития каждой стихии. При этом любая стихия может быть представлена в виде трех временных фаз: рождения (наиболее ярко выраженное качество) – стабилизации (зрелое качество) – трансформации (угасание качества).

Особое значение приобретает системность и целенаправленность применяемых методов воздействия на личность, приобретение навыков перевоплощения и самоконтроля для реализации жизненных принципов индивидуального архетипа. На этом направлении выделяются такие компоненты технологического уровня музыкотерапевтического воздействия:

- аксиологический (введение человека в новый мир ценностей)

- когнитивный (человек получает сокровенные сведения о себе как уникальном феномене мироздания и о своей уникальной миссии в нем, о тех сторонах своей психики, формирующих привычную поведенческую модель, которые помогают или мешают ему в выполнении стоящей перед ним судьбоносной задачи, о природе своих эмоций, темпераменте, стилях взаимодействия и способах реагирования и проч.)

- личностный (самопознание, развитие рефлексии, саморегуляции, стремление к самоактуализации и др., обретение навыков реального управления собственным развитием)

- деятельностно-творческий (развитие коммуникативных способностей в различных ситуационных обстоятельствах, наработка соответствующего стереотипа реагирования в них, пробуждение скрытых способностей человека, выявляемых при его астро- и психодиагностическом тестировании).

Важно скорреллировать используемые методы с конкретным направлением поведенческой психокоррекции. Последнее осмысливается как объективно и избирательно заданная судьбоносная задача, способная быть оптимизированной методами музыкотерапии. Основой подобного осмысления является представление о человеке как существе духовном и целостном (части универсума), понимание уникальности жизненной стратегии каждой личности, взаимосвязи ее разных структурных уровней.

На сегодня накоплено достаточно подкрепленных практикой научных оснований для использования преимуществ указанного метода, дабы помочь как практикующему психологу, так и психиатру, педагогу преодолеть существующее предубеждение и взять в руки инструмент, который позволит им более уверенно и эффективно делать то дело, к которому они призваны.

Музыкотерапия способна стать действенным инструментом построения концептуального фундамента жизненной стратегии личности, обеспечения эффективного функционирования ее в современном мире.

[1] Северный узел Лунной орбиты.

[2] Арройо, Стефан. Астрология, психология. Четыре стихии. – М.: ЦАИ, 1997. – С. 82.

[3] Подробнее об этом см.: Побережная Г. Универсальные основы дифференциации психотипов // Музична освіта в Україні: теорія і практика. – К.: НМА України. – Науковий вісник, випуск 29. – 2003. – С. 200-218.

[4] Число 10 (как «пять против пяти»), по Каббале, символизирует воплощенного Бога.





Ещё в разделе "статьи":

Посмотрите ещё:

Оккультное воздействие музыки (3)

Оккультное воздействие музыки (1) Оккультное воздействие музыки (2) Жрецы Атлантиды ранних периодов её истории заметили влияние разных звуков, особенно повторяющихся с определённой периодичностью. Какое именно влияние и на что оказывали звуки, не описывается, говорится только, что с...

Муза. Не перевелись ли музы в наше время?

В этой коротенькой заметке выскажу пару интересных, но может, не совсем оригинальных, мыслей по-поводу слова и понятия "МУЗА". Сколько было написано стихов, сколько прекрасных творений было подписано посвящениями музе! И всё же - муза, кто же...

Оккультное воздействие музыки (1)

Оккультное воздействие музыки (предисловие) *(текст книжный - обычный, мой - курсив) ГЛАВА 1 В своей книге Сирил Скотт связывает влияние музыки (отдельных композиторов, инициировавших это влияние), религиозность народов и исторические процессы на планете. Исследование вдохновила Нелса Чаплин, ясновидящая,...

Встреча в сети. Интернет-концерт. Шопен и его музыка

Здравствуйте, поклонники хорошей музыки! Спешу обрадовать и вас и себя с началом нового сезона онлайн-концертов, которые теперь будут проходить по воскресеньям в 22-00 по Москве или в 20-00 по Киеву. В этом году начнём с Шопена. Все...

Оккультное воздействие музыки (4)

Культура древнего Египта, связь музыки с гибелью цивилизации Оккультное воздействие музыки (1) Оккультное воздействие музыки (2) Оккультное воздействие музыки (3) Четвертьтоновое деление музыки в Индии было на порядок тоньше третьтонового в Египте. Именно поэтому Египтяне ставили знание (пусть даже...

Встречи, концерты и фестивали в Одессе

Одесса радует нас не только курортными настроениями, еврейским колоритом Привоза, но и культурными событиями апреля. С радостью сообщаю любителям детских музыкальных праздников и сказок, фортепианной релаксовой музыки и всем женщинам особенно, а также друзьям, поклонникам творчества,...

Пифагорейская теория

Не связывай себя эгоистическими привязанностями. Молча выполняй свои обязанности. Не слишком радуйся успеху и не печалься из-за неудач. Будь готов в любой момент отказаться от всего. И тогда ты добьешься победы. Гармония рассматривалась великими...

вся музыка

pv ris ris kr angel vm gv ram grig na_kryljah МИСТЕРИЯ ТВОРЧЕСТВА О любви...