Коновалов и Сильвестров, современники.

22.02.2011 | Темы: , , , | Раздел: статьи

В этой небольшой заметке не будет ни нравоучительной философии, ни глубокомысленной критики, к которым привыкли читатели популярных изданий, и которые, возможно, присутствуют и в моих статьях.

Здесь по-простому, по-домашнему я сокровенно поделюсь своими впечатлениями двух разных эпизодов жизни. Речь пойдёт о Сергее Коновалове, Питерском музыкальном целителе, и Валентине Сильвестрове, киевском композиторе с мировой известностью.

Ситуации, в которых мне посчастливилось послушать музыку этих гениальных людей, поразительно похожи, и так же похожи и впечатления от прослушивания.

Примерно год назад (а может больше), в библиотеке искусств на Большой Житомирской был вечер, посвящённый Валентину Сильвестрову, музыка которого кстати  бережно хранится в моих архивах, но так и не вошла в традиции прослушивания. Этот вечер я посетил ради только одной цели, - попытаться войти в  творческий мир композитора, почувствовать его мысли, намерения, понять его! Самостоятельно это сделать почти не представлялось возможным. Даже не помню, что именно звучало тогда. Что-то достаточно ёмкое, около 20 минут протяжённостью. Музыка Сильвестрова в основном созерцательна, а потому слушать её нужно в таком же состоянии. И всей группе удалось это! Как ни странно, в аудитории была очень медитативная атмосфера, и получилось настолько глубоко погрузиться в звуки и образы, что они стали почти материальными, их можно было буквально потрогать!

И вот впечатления от прослушивания. (Они настолько мощные, что до сих пор картинка так и стоит перед глазами). Я почувствовал дух композитора. Он очень трепетно и с великой чуткостью относится к своей музе. Однако, чуткость эта граничит с беззаботностью и суетой простой жизни. Представьте себе художника, который поставил довольно большой холст на мощный мольберт, и совершенно не имеет представления о том, что он хочет нарисовать. Однако, рисовать надо, мольберт же стоит, краски приготовлены, холст большой и тяжёлый и нет смысла его снимать и снова ставить... И как бы от нечего делать он подходит, берёт первую любую краску и мажет. В этом мазке нет никакого мистицизма, это просто кистью немного прошлись. Потом ещё, и ещё.. И всё!! А затем художник пошёл выпить чаю. Чай ещё не остыл, позвонил сосед, по ходу на холсте появился ещё цветной штрих. На обратном пути к чаю - ещё. И так вот - целый день, мимоходом рисовалась картина. И до тех пор, пока ни одного белого пятнышка на холсте не осталось. Думаете, вышла мазня? Ошибаетесь, - с какой стороны не посмотри - СОВЕРШЕНСТВО!! В этой картине - жизнь одного дня одного человека.

Совсем недавно, на терапевтическом вечере клуба поклонников С.Коновалова я слушал одну из импровизаций маэстро целителя.  О клубе и его руководителе Степане Недерице я уже немного писал здесь и здесь. Импровизация (фортепианная) в музыкальном смысле была "попсой", так как использованные в ней сочетания гармоний и мелодический рисунок поразительно ярко напоминали музыку кого-то уже давно жившего... И Сергей Сергеевич с настроением отрешённого старца играл один и тот же шарманный мотив, возвращаясь к нему два, три, четыре раза... После четвёртого раза у меня внутри возникло сопротивление: сколько можно повторять одно и то же! Это не интересно по крайней мере! На пятый раз я решил сдаться, и сказал себе: пусть будет так, как есть, шесть, семь раз, - не важно, расслаблюсь и успокоюсь. И тут произошло чудо! У меня возникло ощущение невероятной цельности, несмотря на то, что исполнение было так несовершенно и характер пьесы напоминал состояние человека, стоявшего над пропастью, готового прыгнуть, но без каких-либо чувств, как будто отключенного, под наркозом!

Такое же чувство посещало меня на четвёртый день семинара по чайной церемонии, когда невозможно уже было нюхать (сколько можно нюхать!!!!! чай), потом расслабление... и поток, и крылья за спиной! И новая чувствительность, и глубина!

Вы читали: "Коновалов и Сильвестров, современники."


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *