Колесо Жизни. Дмитрий Красноухов — о зарождении звука. № 1 (131) ’20.

24.02.2020 | Темы: | Раздел: статьи

Колесо Жизни. Дмитрий Красноухов - о зарождении звука. № 1 (131) '20.

Интервью с Дмитрием Красноуховым

Беседовала Наталья Тлумацкая (в окончательной редакции автора)

Музыкальный терапевт – о музыке в жизни человека

Слушая музыку, каждый из нас «ловит» свою частоту: высокие ноты скрипки, низкие звуки контрабаса, в переливы рояля, ритмы ударных. С помощью музыки мы погружаемся в воспоминания, мечты и чувства. Композитор и пианист Дмитрий Красноухов рассказал «КЖ» о том, как рождается и влияет на человека музыка.

Как помочь человеку услышать и понять музыку?

Однажды я понял – чтобы музыка проникла в душу слушателя, нужны специфические условия. Нет плохой музыки, есть плохая акустика или слабое исполнение. Если слушать красивое глубокое произведение, например, при помощи небольшой колонки, то не получится услышать все краски, и музыка не «раскроется».

Сейчас у меня период увлечения акустикой. Я очень вдохновлен этой идеей и, проникая в в тонкости, наконец начал понимать основы звука: как он зарождается, как отображается через динамики, как волна идет на зрителя и как акустическим способом сделать так, чтобы эта волна возбуждала в человеке все эмоции.

Раньше, когда я играл концерты, каждый зал должен был отзываться мне акустически. Я посылал звук, слышал, как он идет в зал, отражается от дальних стен и возвращается ко мне. Я стремился услышать свое исполнение от задних стен зала. Репетировал так, пока не достигал этого эффекта.

Если звук потеряется в зале, то не будет удовольствия от прослушивания. Слушатель находится словно в ватном пространстве, и музыка в нем не рождает реакций, ни телесных, ни душевных. Если зал подходящий, и уровень громкости звучания инструмента достаточный, то я могу выжать из рояля максимум, и чувствую, как эта волна расходится по залу и возвращается ко мне. И ощущаю, что зрители в зале тоже включены.

Как рождается звук?

Звук рождается от всего существа, он составляет основу музыки. А вот музыка и ее качество можно оценивать, условно, по трем позициям. Первая – инструмент со своим характером и тембром. Чтобы музыка звучала, инструмент должен быть хорошим и настроенным. Вторая – состояние исполнителя, его эмоциональный вклад в игру. Если исполнитель нервничает, - в звуке это проявится. Если музыкант уверен и спокоен, музыка будет звучать так же. Третья – способность исполнителя убедительно и точно передать идею композитора. При этом высший уровень исполнительства проявляется в умении не транслировать свое состояние в музыке. Однажды это само собой получилось - я слышал и видел себя как будто со стороны. Все было отрепетировано до блеска и не требовалось никаких усилий, чтобы мы вместе со зрителями «попали в нужную волну». Вот так передается слушателю первоначальная музыкальная идея. Главным становится смысл, образ, и грани личности-исполнителя здесь стираются. Это мы называем мастерством.

Какая энергия проходит через исполнителя в момент игры на инструменте?

Поскольку я пианист, то в свое время изучал творчество великих композиторов и исполнителей-пианистов – Рахманинова, Рихтера, Горовица... Особенно интересно читать их дневники. Рахманинов писал, что его жизнь делилась четко по направлениям. В один период он только давал концерты – много и часто. В другой – только писал музыку. В третий – только дирижировал. Он не мог совмещать два вида деятельности. Рахманинов не писал о своих исполнительских эмоциях, для него важнее было вовремя прийти к кульминационной точке произведения, к «золотому сечению». Когда это не удавалось, он очень расстраивался. У него была цельная и очень продуманная драматургия. Я считаю, что это наивысший уровень в искусстве.

Вам нужно энергетическое сотворчество со зрителями?

Да, это же самое важное. Музыка должна захватить, взволновать, зацепить. Мне редко интересны концерты, цель которых – удивить зрителя. Я не хочу удивляться, - хочу погрузиться. Конечно, удивление впечатляет, но и быстро стирается. А состояние глубокого погружения в музыку запоминается надолго. Хочется еще раз такое испытать и не раз.

Как вы определяете, что слушатель погрузился в музыку?

Если все удалось, я чувствую волну из зала еще до того, как начнут звучать аплодисменты. Она идет через меня и резонирует, создавая ощущение комфорта, блаженства.

Какое место в жизни общества занимает музыка?

В одной книге я прочитал, что музыка имеет едва ли не решающую роль в различных мировых процессах. Например, Шопен повлиял на женщин и на их мировоззрение в XIX-XX вв. Женщины стали смелее, начали объединяться в сообщества. Шуман и его детская, несерьезная по форме музыка помогла родителям осознать, что к детям нужно относится, как к личностям, а не как к безмолвным созданиям. Музыка Бетховена обладает масштабом, силой и, в тоже время, трепетностью. В своих произведениях он рассказывает о своей нелегкой судьбе и о том, как он преодолевал жизненные сложности. И мы воспринимаем его музыку через призму своей жизни. Моцарт. Этот композитор – гений. Он мог играть, импровизировать в любой ситуации, в любом месте, в любое время. Он играл так легко, так естественно, как будто говорил. Он жил миром музыки. Многие обожествляли Моцарта, в том числе, и Сальери, который не мог даже допустить, что у Моцарта могут быть обычные человеческие желания – есть, пить, спать. Хотя глобально его музыка не имела какого-либо значимого влияния на развитие общества.

Как музыка приходит к композитору?

Господь дает дар, и когда человек решает его реализовывать, развивать и передавать, то тогда обстоятельства, люди, ситуации в жизни складываются наилучшим образом. Человек, которому дан дар композитора, слышит то, что могут не слышать остальные люди и перекладывает это в музыку. Ко мне музыка приходит чаще всего в импровизациях и почти сразу - в готовом виде.

Что нужно, чтобы писать музыку?

Ничего не нужно, просто сесть и записывать то, что идет. В детстве у меня проявлялись хорошие способности, но никто серьезно не занимался их развитием. Только в 33 года я сам понял, что если талант есть, его нужно развивать и использовать для общества.

Очень хорошо помню фразу своей учительницы музыки. Она говорила: «Сыграй так, чтобы это звучало убедительно». Как именно играть, я должен был решить сам. Пробовал разные варианты, пока не находил самый подходящий. Я считаю, что этим вопросом воспитывается личность. Чем бы человек ни занимался, нужно делать это так, чтобы было убедительно.

Какие качества должны быть у человека, чтобы он мог творить?

Быть открытым к новому, уметь по-детски воспринимать мир и себя. Дети ведь все время что-то придумывают, творят. Это – заложено в природе, это - Божественный закон. Человек должен творить. И если бы не было творчества, мир бы погиб.

СКОРО КОНЦЕРТ - 11 марта. БИЛЕТЫ УЖЕ В ПРОДАЖЕ, рекомендую!

Вы читали: "Колесо Жизни. Дмитрий Красноухов — о зарождении звука. № 1 (131) ’20."


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *