Качество звука

24.06.2009 | Темы: | Раздел: статьи

Несколько акустических тонкостей и рекомендаций для исполнителя (и слушателя, если сам для себя устраивает звуковое пространство)

Давно концертируя, заметил, что с акустикой, не книжной (никогда не интересовался), а практической, в странах СНГ почти не считаются, когда устанавливают инструменты в зале или комнате (в частности, рояль или пианино). По какой причине, ясно: звуковые и акустические наслаждения для большинства устроителей недоступны, строили без тонкостей. Да и сам я в полной мере удовлетворился звуком только когда стал применять электропиано с хорошей звукоусилительной аппаратурой. Когда играл на роялях, в 99 случаях из 100 меня что-либо не устраивало: слишком большое помещение и слабенький инструмент, либо наоборот, слишком гремучий в маленькой комнате, либо ковры постелены и звук «ватный», либо плитка, и всё сливается. В одном доме старенький рояль просто «орал», звук не приземлялся, и я посоветовал хозяевам положить небольшой круглый коврик под инструмент.

В Киеве редкий зал с отличным (на 2002год) роялем «Эстония», ремонтировали настройщики из консерватории за мой счёт, – клуб ДВРЗ. Конечно, о нём мало кто знает, место неудобное для публики. Дом Актёра – самая демократичная площадка для пианистов, но есть нюансы – лёгкая романтика звучит прекрасно, - ещё никогда не получал такого наслаждения от Скарлатти (играла Даша Навроцкая), а с Рахманиновым не развернуться: слабенький инструмент, деликатный.

С использованием усилительной аппаратуры изменились возможности. Минус: «неживое» звучание + почти абсолютная невозможность недорого вызвучить электропиано в большом зале. Всегда почти слишком много «середины» в звуке, и мало низких, прибавление низких не даёт почти ничего, сочность в звуке не появляется, только «гудение». Решением неожиданно (интуитивно) явился сабвуфер, появился драйв, жизненно важный для сольного выступления. Несомненный плюс: простым изменением громкости можно грамотно заполнить акустику любого зала (до определённого размера), например, моя 100-ваттная аппаратура вызвучивает пространство до 150 слушателей, с большим успехом, и меньше.

Активным защитником, проповедником акустики являлся в своё время Альберт Швейцер, врач и музыкант. Борьба шла в сфере производства церковных органов. Стали удешевлять компоненты, и необходимые свойства звучания утратились. Мне думается, именно по причине невозможности активно противостоять этому, органист Швейцер в 35 лет начинает карьеру врача, а затем строит в Африке клинику и до конца жизни отдаёт себя медицине. Горько осознавать узколобую недальновидность дельцов от культуры, обидно!

И напоследок лёгкая рекомендация: когда устраиваете звук, слушайте отражение от стен, звук, идущий от источника должен приходить обратно. Называю это эффектом удовольствия!
Д.К.

Увлекательная онлайн игра в социальной сети Вконтакте квест Ёжик Пашка.

Вы читали: "Качество звука"


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *