ВХОД
РЕГИСТРАЦИЯ
правильная регистрация
[0]
Главная » статьи »

Интервью с Абрамом Юсфиным: “О вкусной и здоровой… музыке”

В издательстве «Святослав» готовится к выходу книга Абрама ЮСФИНА «Музыка как стимулятор памяти и интеллекта». Абрам Григорьевич (композитор, музыковед, музыкальный этнограф, руководитель творческой ассоциации «Мелос») — своеобразный «диетолог»: считает, что в музыке, как в еде, есть «вредное» и «полезное» для организма. Причем «полезное» — это необязательно только Бах; так же как на MTV — не исключительно «фастфуд». С Абрамом Юсфиным встретилась наш корреспондент Анастасия ДОЛГОШЕВА.
— Почему музыка воздействует на организм? Потому что функционирование любого организма — процесс ритмический. Попросту говоря, в нас все вибрирует. Человек, в сущности говоря, «оркестр»: все клетки, все органы создают определенные колебания. Например, мое сердце бьется 60 ударов в минуту. Представьте себе, что я слушаю музыку с четким ритмом 68 ударов в минуту. Возникает то, что называется интерференция, то есть взаимодействие двух ритмов. Ритм извне может как стимулировать пульс, так и замедлять его; и это может быть как вредно, так и полезно, в зависимости от организма.
Не только первоклассная мебель, но и красивый сайт
Высота звука и его артикуляция тоже влияют на нас. В Китае воздействовали на те или иные органы произнесением определенных звуков. Например, звук «сюй» будто бы влияет на печень, звук «ху» — на селезенку...

— У нас многие употребляют всяческие производные от «ху» — наверное, селезенку лечат.
— Да уж. Но использование отдельных звуков касается, скорее, восточных культур. Европейцам трудно понять, например, китайскую музыку, потому что там за единицу музыкального смысла принимается звук, а культурам европейского типа «для осмысления» музыки нужна фраза из связанных между собой звуков.

— И каков смысл в современных песнях — я имею в виду смысл не текста, а именно музыки...
— Я бы сказал осторожно: сильно небогато со смыслом. Говорят: в России великая народная музыкальная культура была — и так оскудела. Посмотрите: в 1801 году было 80 тысяч церковных хоров! Мужики в будни пахали, а по воскресеньям пели в церкви. А остальные слушали, подпевали. Было из чего расти музыкальной культуре...

Но вообще-то причин того, что мы предпочитаем слушать ту, а не иную музыку, несколько. Первая причина — генетическая. Мы — это не только то, что мы есть, мы несем информацию, предпочтения от своих родителей.

Вторая причина — наша жизнь. В науке применяют слово «тезаурус», запас (в том числе запас звуковых впечатлений), и у каждого человека образуется что-то вроде «сита», которое пропускает только то, что нравится, и если звучит нечто, не связанное с нашим слушательским опытом (а громадную роль играет музыка, которую ребенок слышал в утробе матери), это через «сито» как бы не проходит. Хотя, если есть воля, желание, «сито» можно усовершенствовать, и ты будешь способен воспринимать хоть Бетховена, хоть «Битлз», хоть Ваську Кривого.

Третья причина — интеллект. Есть люди (их много, скрывать не будем), для которых представление о музыке, кино, литературе и т. д. ограничивается каким-то жанром. Условно говоря, вся литература для них сводится к детективам. А поскольку подлинная музыка — это, как говорил мой учитель знаменитый Михаил Фабианович Гнесин, «область эмоционализированного мышления» (то есть соединение чувства и мысли), то, едва мелодия начинает требовать размышления и памяти, ее отвергают. Потому что это «напрягает».

Еще одна составляющая — среда. Если в твоем окружении принято носить это, читать это, делать это, слушать это — то и ты, скорее всего, будешь это выбирать, иначе выпадешь из среды.

— А почему мы будто избегаем тишины — все время что-то включаем: радио, телик?
— Боюсь, наше бегство от тишины имеет глубинную психологическую природу. Человек все больше страшится остаться один. Ему нужна шумовая среда. В то же время стало так много всяческих аудиоэффектов (фабричные шумы, уличные шумы, дорожные), что музыкой мы стараемся перебороть их. Иногда звуками мы защищаемся: целый день общались с кем-то и до такой степени мозг накалился, что есть потребность отключиться либо снять эффект предыдущих впечатлений... Ну и привычка нажимать на определенную кнопку радио или ТВ. Инерция...

...В конце XIX — начале ХХ веков это постоянное усиление звукового фона сказалось на музыке: в ней, напротив, возросла роль пауз. Возникло направление Silentium, музыка молчания.

Не так давно скончался композитор Джон Кейдж, полстолетия назад написавший произведение «4 минуты 33 секунды». Все это время — только тишина; на нотных листах нет нот, одни значки пауз. Смысл в том, что в течение этого времени каждый слушатель вносил в тишину свой индивидуальный опыт, каждый был сосредоточен на этой тишине.





Ещё в разделе "статьи":

Посмотрите ещё:

Оккультное воздействие музыки (3)

Оккультное воздействие музыки (1) Оккультное воздействие музыки (2) Жрецы Атлантиды ранних периодов её истории заметили влияние разных звуков, особенно повторяющихся с определённой периодичностью. Какое именно влияние и на что оказывали звуки, не описывается, говорится только, что с...

Муза. Не перевелись ли музы в наше время?

В этой коротенькой заметке выскажу пару интересных, но может, не совсем оригинальных, мыслей по-поводу слова и понятия "МУЗА". Сколько было написано стихов, сколько прекрасных творений было подписано посвящениями музе! И всё же - муза, кто же...

Оккультное воздействие музыки (1)

Оккультное воздействие музыки (предисловие) *(текст книжный - обычный, мой - курсив) ГЛАВА 1 В своей книге Сирил Скотт связывает влияние музыки (отдельных композиторов, инициировавших это влияние), религиозность народов и исторические процессы на планете. Исследование вдохновила Нелса Чаплин, ясновидящая,...

Встреча в сети. Интернет-концерт. Шопен и его музыка

Здравствуйте, поклонники хорошей музыки! Спешу обрадовать и вас и себя с началом нового сезона онлайн-концертов, которые теперь будут проходить по воскресеньям в 22-00 по Москве или в 20-00 по Киеву. В этом году начнём с Шопена. Все...

Оккультное воздействие музыки (4)

Культура древнего Египта, связь музыки с гибелью цивилизации Оккультное воздействие музыки (1) Оккультное воздействие музыки (2) Оккультное воздействие музыки (3) Четвертьтоновое деление музыки в Индии было на порядок тоньше третьтонового в Египте. Именно поэтому Египтяне ставили знание (пусть даже...

Встречи, концерты и фестивали в Одессе

Одесса радует нас не только курортными настроениями, еврейским колоритом Привоза, но и культурными событиями апреля. С радостью сообщаю любителям детских музыкальных праздников и сказок, фортепианной релаксовой музыки и всем женщинам особенно, а также друзьям, поклонникам творчества,...

Пифагорейская теория

Не связывай себя эгоистическими привязанностями. Молча выполняй свои обязанности. Не слишком радуйся успеху и не печалься из-за неудач. Будь готов в любой момент отказаться от всего. И тогда ты добьешься победы. Гармония рассматривалась великими...

вся музыка

pv ris ris kr angel vm gv ram grig na_kryljah МИСТЕРИЯ ТВОРЧЕСТВА О любви...