Нужно ли для выживания озвереть? В.Леви. Из рассылки

19.03.2018 | Темы: , , | Раздел: Блог

ЗАЧЕМ РАСТУТ ЦВЕТЫ НА ПУСТЫРЯХ

Здравствуйте, друзья. Все чаще стали приходить письма, заставляющие вспоминать эпизод моей жизни позднесоветских времен. Зашел я однажды на правах члена Союза Писателей в московский Дом литераторов (тот, что у Булгакова в "Мастере и Маргарите" помянут). Между секретариатом и рестораном, как обычно, сновали туда-сюда собратья по перу; пока пройдешь это пространство, встретишь десяток-другой великих, гениальных и так себе, поговоришь о том, о сем, узнаешь кучу ожидаемых новостей и неожиданных истин. И вот идет мне навстречу гениальный Андрей Битов. Обычно вид имеет уверенного корифея, даже вальяжен несколько, а тут вдруг озабоченный, с болью в глазах.
– Что случилось?– спрашиваю, – Ты здоров?
– Не в том дело, – Андрей вяло махнул рукой, устремив долгий жалобный взгляд куда-то вбок. – Долго надеялся, что от жизни можно закрыться. Запереть двери, законопатить окна, уплотнить стены, выкинуть телевизор, радио, выключить телефон, что там еще... И пусть жизнь идет себе мимо, а ты живи мимо жизни: делай что нравится, романы пиши, медитируй, путешествуй, пей, (...) слово из ненормативной лексики. А не получается. Как ни закрывайся, ни закапывайся, жизнь мимо не проходит. Достает с того боку или другого. Замки взламывает, стены буравит, во все щели проползает, как таракан. Жизнь – бандитка, ЖИЗНЬ ЛЕЗЕТ! – почти выкрикнул эти слова. Пошел дальше и заговорщически повторил, оглянувшись:
– Жизнь лезет.
Вспоминалось потом это "жизнь лезет" по разным поводам. О том же – ставший банальностью афоризм: "занимаешься ты политикой или нет, политика занимается тобой".
Вот пишет человек, которого бандитка по имени Жизнь достала основательно.

Между печалью и ничем. Позывные эпохи неоконченного людоедства

Здравствуйте, Владимир Львович. С детства читаю ваши книги. Словами не выразить благодарность за Ваше творчество. Вы заочно всегда были и остаётесь моим психологом, другом, учителем, а иногда и спасителем. Много раз удавалось находить ответы на сложные "неразрешимые" вопросы в ваших книгах. Но сейчас переживаю кризис, из которого выхода не нахожу. Понимая важность и ценность вашего времени, всё же решился Вам написать.

Этот вопрос мучает меня последние лет 7. Перестать думать над ним не могу, я по вашей классификации "смысловик".

Общечеловеческие ценности, такие как доброта, милосердие, порядочность отличают нас от животных и важны для выживания рода человеческого. Это бесспорно. Но здесь и начинаются противоречия. Подлец, играющий или живущий не по правилам, не имеющий совести, всегда имеет преимущество, будь то игра, карьера или жизнь. Добрый, порядочный, милосердный, справедливый человек, действующий по правилам, всегда будет проигрывать. Семья (род), где эти качества воспитываются или закреплены на генетическом уровне, обречены на вымирание. Вокруг нас много примеров, когда семьи или сообщества с пониженной или отсутствующей моралью, сильно преуспевают.

Для меня это, кроме серьёзного философско-мировоззренческого противоречия, ещё и очень мучительный личный вопрос. У меня растут два сына. И мы, уж простите, очень порядочная семья. Причём, по моим наблюдениям, порядочность в детях – по большей части врождённая их сущность. Получается:

  1. Если воспитывать детей как хороших людей, они будут слабыми и не смогут конкурировать в социуме. Как быть: злобить детей? Учить подличать? Учить безразличию?
  2. Если род не изменит свои ценности, он вымрет? Для выживания нужно озвереть?
  3. Сила - в подлости?

Помогите. Не знаю, как мне жить, а ещё больше боюсь момента, когда старший сын у меня спросит – как жить... Константин

PS. Пожалуйста, продолжайте писать, а главное, раскручивать и продвигать сайт. Для провинции ваши труды это практическая квалифицированная помощь.

Дорогой Константин, спасибо на добром слове. И спасибо за драгоценный вопрос. Бывают вопросы вернее любого ответа, сами на себя отвечающие, Ваш из таких.

Не отвечу Вам, как жить. Вы сами себе ответили: мы, уж простите, очень порядочная семья, и мне нечего к этому добавить. Вы твердо знаете, что жить иначе, чем живет порядочная семья, Вы не сможете. Растут два сына, два юных человека, у которых, как Вы заметили, порядочность – по большей части врожденная сущность. Разве это вымирание? Это продолжение жизни, и это шанс, чтобы и дальше продолжали рождаться порядочные люди в порядочных семьях. А они, люди порядочные, по моим наблюдениям, вырастают не так уж редко даже и в непорядочных семьях.

Каждое поколение совершает свой выбор.

Не знаю, какими были по части порядочности Ваши родители, бабушки-дедушки и более дальние предки. Наверное, тоже порядочными, честными, добрыми, милосердными, справедливыми. Это мое предположение, но может быть, и не так. Если не так – тем более обнадеживает, что Ваше семейное поколение совершило другой ценностный выбор. Нет гарантии, что такой же выбор сделают Ваши сыновья и дальнейшие потомки – есть только вероятность неизвестной величины. Сама жизнь, возможность ее продолжения – вероятность неизвестной величины, всегда и у всех.

Каждое поколение получает мир, им не выбранный, оставляет – выбранный.

Преуспевание или счастье?

Вокруг нас много примеров, когда семьи или сообщества с пониженной или отсутствующей моралью, сильно преуспевают.

Да, факт, повсеместный, всеисторический, всечеловеческий факт.

Вопрос: В ЧЕМ заключается преуспевание таких семей и сообществ, что под этим подразумевается? Ответ: деньги и власть, власть и деньги. Еще вопрос: равнозначно ли такое преуспевание полноте жизни, радости, счастью, преуспевают ли эти люди в счастье? Ответ: нет. По множеству наблюдений, не только моих: наоборот. И вокруг, и внутри таких семей и сообществ (обобщенно говоря, мафий) царит недоверие, пещерные, рептильные нравы. Во втором-третьем и последующих поколениях они, если не меняют ценности на противоположные (случается изредка), – деградируют, вырождаются, либо (само)уничтожаются.

Что принимать за жизнь?

Подлец, играющий или живущий не по правилам, не имеющий совести, всегда имеет преимущество, будь то игра, карьера или жизнь.

Утверждение с немалой долей статистической правоты, но и с неправомерным обобщением, с переборщением обобщения. Подлец, не имеющий совести, имеет преимущество часто – но не всегда, а только там и тогда, где и когда не действуют защиты от подлости; где подлость либо принимается за нечто само собой разумеющееся, за правило нарушения правил, либо по наивности или глупости не замечается. В карьере чаще всего да, у подлеца преимущество. В игре – смотря какой: в картах – да, если игра такая, что можно смошенничать, в шахматах – нет. В жизни – тоже смотря какой, и что принимать за жизнь. В Вашей семье, в Вашем личном жизненном очаге – разве может иметь преимущество какая-то подлость? Исключено. И таких очагов, уверяю, еще достаточно много, чтобы жизнь, в нашем с Вами понимании, продолжалась.

Обязательно ли доброму человеку быть лохом

Добрый, порядочный, милосердный, справедливый человек, действующий по правилам, всегда будет проигрывать.

Нет. Не всегда. Не всегда будет проигрывать этот милый нормальный человек, а только там и тогда, где и когда будет ввязываться, не понимая того, не в свою игру. Только где и когда будет наивен, не осведомлен, недообразован, будет дурачком, будет лохом. Добрый человек вполне может быть и умным, здравомыслящим, проницательным, опытным. Может обладать развитым интеллектом, сильной интуицией, принимать точные решения, соответствующие обстоятельствам и не противоречащие совести. Может быть искусным воином, хорошо подготовленным к борьбе с людоедами. Такую возможность Вы еще не рассматривали?

Пещерный гипноз

Если воспитывать детей как хороших людей, они будут слабыми и не смогут конкурировать в социуме. Как быть: злобить детей? Учить подличать? Учить безразличию? Если род не изменит свои ценности, он вымрет? Для выживания нужно озвереть? Сила - в подлости?

Вот ведь как привыкаем мы к звериной реальности, к господству подлости, наглости, жестокости, равнодушия. Отождествляем доброту со слабостью, подлость с силой. Можно понять, почему одолевает Вас такое мрачное отождествление: за последние годы подлость в стране особенно обнаглела, наглость озверела, равнодушие ожесточилось.

Из летописей Приполярья

Товарищ, верь, взойдет она,
Звезда пленительного счастья...

Теплых времен не случалось в державе,
знает про то мой бывалый тулуп:
были – когда не особо дрожали
(сильно продукты тогда дорожали),
или когда не вставал зуб на зуб.

Также и светлых времен не припомню:
либо темно, либо очень темно.
Смутное время сменяется темным,
темное – смутным, с обломом огромным,
а оптимизм не спадал все равно.

Как ни сгущалась морозная темень,
верил товарищ: вот-вот и взойдет,
дырку пробив в мафиозной системе,
звездочка счастья на вечное время,
и возликует любой идиот.

И ведь сбылось! Те же карты тасуют,
вор ли на троне, садист или псих,
звезды резвятся, враги паникуют,
счастья полно, идиоты ликуют,
ну, а товарищ... Товарищ затих.

Время пройдет, и товарищ очнется:
в небе во всю рассиялась звезда,
вождь в мавзолее лежит и смеется:
хоть и длинней поводок, да не рвется,
мягче ошейник, но крепче узда.

Не унывай. Все не впрок, но недаром:
вечной не будет и власть подлеца.
Выучим новые песни о старом.
Только бы совесть не стала товаром,
лишь бы душа не теряла лица.

Драгоценный мой Собеседник, прошу Вас, не поддавайтесь внушающей мощи российской и мировой чернухи. Не впадайте в гипноз наличной реальности, не суживайте свое сознание картинкой перед носом. Знайте и помните о реальности иной, не звериной, реальности человеческой, верьте в ее возможность.

Жили когда-то наши предки в пещерах, не представляя себе возможности жить в домах. Были когда-то людоедами, жрали себе подобных, принимали людоедство за норму, считали, что жить по-другому нельзя, что иначе не выжить. Не сказки-страшилки, доказано научно – каннибализм, физиологический каннибализм в человеческой истории был, оставил свой след в наших генах и психике, при жестоком голоде может рецидивировать. Небольшая часть народонаселения планеты и поныне людоедствует физиологически; а часть бОльшая – на других уровнях: социально-экономическом и психологическом. С незапамятных времен, из поколения в поколение длится практика хищного использования одними людьми других – психоаналитически выражаясь, сублимированное людоедство. Мы в этом живем, человечество так живет. В какую бы страну ни приехали, социально-экономическое и психологическое людоедство тут же обступит вас, предложит свои услуги и условия, постарается взять за горло.

Что ж – сдаться? Принять людоедство за норму, закон природы? Самому встать в ряды каннибалов?
Не обязательно. Жизнь показывает и возможность другого выбора. Возможность сделать человеческий мир не людоедским, а человеческим.

Не стопроцентный факт, что честный, добрый, совестливый, сострадательный человек непременно слаб и не может конкурировать с мерзавцами и подонками, с людоедами. Смотря в чем, где, когда. Хороший человек может изредка стать и богатым, и власть иногда получает, пусть временную, но получает – как превосходнейший из римских императоров Марк Аврелий, как в Чехии Вацлав Гавел, как первый постсоветский президент Болгарии Желю Желев, прекрасный, умный и мужественный человек, которого я знал лично, или как героический, не побоюсь слова, бывший мэр Екатеринбурга Евгений Ройзман.

Мы еще только кандидаты на звание людей, эпоха каннибализма еще не кончилась. История рода людского как человечества, а не биологического вида, началась по временной шкале эволюции совсем недавно – в тот миг, когда первый индивид из племени людоедов отказался жрать себе подобных. В миг этот людоедству и была объявлена тихая война – другим способом выживания, устремленным из звериного настоящего в богочеловеческое будущее. Война эта, с единственным оружием у одной из сторон – правдой, и полная насилия, лжи, кровавая, изуверская – со стороны противной, война человека и людоеда – идет и сейчас. Идет и вне нас, и внутри, с успехом весьма переменным. Вековечный сюжет битвы добра со злом.

Зачем растут цветы на пустырях

Вопрос Ваш, Константин, можно поставить и так: почему за необозримые тысячелетия хищничества, торжества грубой силы и беспредельной подлости в нарождающихся поколениях не исчезает, а вновь и вновь появляются и живут человечность, совесть, порядочность, благородство?.. Мучаются, подвергаются гонениям, избиениям, осмеяниям, поруганиям, вытравливанию, изничтожению – и все равно вырастают, как цветы на пустырях, и делают свое дело. Честность, справедливость, милосердие, великодушие – откуда, почему и зачем это чудо в далеко не лучшем из миров? Вы и Ваша семья – почему, откуда, зачем?

Вы сами ответили на этот вопрос: Общечеловеческие ценности, такие как доброта, милосердие, порядочность отличают нас от животных и важны для выживания рода человеческого.

Ценности эти не просто важны, а важны первостепенно, критически. Без них не произошло бы и то недочеловечество, которое есть на сегодня. Без них вид гомо недосапиенс обречен на самоуничтожение.
Да, для выживания нужны эти ценности, но не просто для выживания, не для "умри ты сегодня, а я завтра", не для бессмысленного животного "здесь и сейчас", заметаемого ветрами времен как детские какашки на песке.
Для развития, для выживания путем развития – единственно не тупиковым путем, ведущим в открытые ворота Вечности. Для одухотворения жизни – для красоты, гармонии и осмысленности во всем. Для открытий, достижений и постижений, для движения вверх по спирали вселенской разумности. Для выживания всеродового, всецелостного, космического, для живого приближения к живой бесконечности.

Об этом же – в стихотворении моего любимейшего поэта Бориса Чичибабина. О том, что быть человеком в мире, не освободившемся от людоедства, печально, но лучше печаль, чем ничто.

Между печалью и ничем
мы выбрали печаль.
И спросит кто-нибудь "зачем?",
а кто-то скажет "жаль".
И то ли чернь, а то ли знать,
смеясь, махнет рукой.
А нам не время объяснять
и думать про покой.
Нас в мире горсть на сотни лет,
на тысячу земель,
и в нас не меркнет горний свет,
не сякнет Божий хмель.
Нам – как дышать, – приняв печать
гонений и разлук, –
огнём на искру отвечать
и музыкой – на звук.

И обречённостью кресту,
и горечью питья
мы искупаем суету
и грубость бытия.
Мы оставляем души здесь,
чтоб некогда Господь
простил нам творческую спесь
и ропщущую плоть.

И нам идти, идти, идти,
пока стучат сердца,
и знать, что нету у пути
ни меры, ни конца.
Когда к нам ангелы прильнут,
лаская тишиной,
мы лишь на несколько минут
забудемся душой.
И снова – за листы поэм,
за кисти, за рояль, –
между печалью и ничем
избравшие печаль.

И в других вдохновенных строках, написанных в 19 веке безвестной монахиней Новодевичьего монастыря, – в стихотворении, которое Марина Цветаева считала лучшим в мире, – напрямую о том же. Не устану цитировать.

Что бы в жизни ни ждало вас, дети,
В жизни много есть горя и зла,
Есть соблазна коварные сети,
И раскаянья жгучего мгла,

Есть тоска невозможных желаний,
Беспросветный нерадостный труд,
И расплата годами страданий
За десяток счастливых минут. —

Все же вы не слабейте душою,
Как придет испытаний пора —
Человечество живо одною
Круговою порукой добра!

Где бы сердце вам жить ни велело,
В шумном свете иль сельской тиши,
Расточайте без счета и смело
Вы сокровища вашей души!

Не ищите, не ждите возврата,
Не смущайтесь насмешкою злой,
Человечество все же богато
Лишь порукой добра круговой!

Вот и лучший ответ на вопрос, как жить – и сыну, и Вам, и мне.
Будем на связи, это важнее важного для всех нас, отвечающих на искру огнем и музыкой на звук – знать друг друга и поддерживать, вместе быть, а не порознь, чтобы душами не слабеть, а крепнуть.

(Владимир Леви)

Вы читали: "Нужно ли для выживания озвереть? В.Леви. Из рассылки"


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *