Моцарт как оружие. Великобритания использует классическую музыку как форму общественного контроля

15.07.2011 | Темы: , , , | Раздел: Блог

Британия в последнее время стала флагманом общественного контроля, придумывая все более необычные, странные и фантастические методы управления населением. Но превращение в оружие классической музыки - когда Моцарт, Бетховен и другие выдающиеся композиторы преобразованы в инструменты государственной репрессии - обозначает новые глубины, в которые можно упасть.

Великобритания уже является рекордсменом по количеству камер слежения.

Примерно 20% всех камер слежения мира расположены в Великобритании - выдающееся достижение для острова, который занимает лишь 0,2% заселенной поверхности Земного шара.

Несколько лет назад местные власти в некоторых районах ввели «Комара» (Mosquito) - устройство, излучающее шум, который едва слышат люди старше 20 лет; но этот звук настолько высок, всепроникающ и невыносим для деликатных барабанных перепонок подростков и детей, что те не могут оставаться вблизи. Цель этого устройства - отгонять неконтролируемую мятежную молодежь от общественных мест. Но в своём воздействии он не разбирается – так как отгоняет также и вежливых подростков, наводит ужас на маленьких детей и будит младенцев.

Полиция на западе Англии недавно начала использовать чрезвычайно яркие галогенные лампы, чтобы временно ослеплять молодых людей, нарушающих общественный порядок. Копы с вертолетов наводят свои прожекторы на молодых людей, пьющих или просто гуляющих в парках - надеясь, что парни будут настолько дезориентированы, что, после того как к ним вернется зрение, они просто поплетутся домой.

А недавно полиция Ливерпуля похвасталась, что впервые в Британии арестован человек с помощью беспилотного летательного устройства. Ливерпульские копы - похоже, под вдохновением успеха самолетов-роботов в Афганистане - использовали маленький вертолет на радиоуправлении, оснащенный камерами слежения (ну конечно), для задержания вора, который грабил оставленные на стоянке автомобили.

Возможно, Великобритания больше не производит сталь, машины, или поп-музыку, которую стоит слушать - зато, парень, мы «впереди планеты всей», когда речь идет о тирании. А теперь вот и классическую музыку, которую когда-то преподавали молодым людям для подъема их ума и чтобы вызвать трепет в их душах, - исследуют на потенциал сдерживания от плохого поведения.

В январе вышло сообщение о том, что школа Вест Парк, в Дарби, «наказывала» (их определение) непослушных детей Моцартом.

В «специальных камерах» детей заставляли по два часа терпеть классическую музыку, - как для расслабления (директор утверждает, что она их успокаивала), так и для сдерживания их от плохого поведения в будущем (количество невежливых учащихся уменьшилось на 60% после введения музыкальных камер) .

Моцарт и... деньги?

Моцарт и не мечтал...

Согласно одному из исследований, дети, испытавшие на себе этот «Моцарт-авторитаризм», теперь терпеть не могут классическую музыку. Как заметил один комментатор, они, вероятно, «и во взрослом возрасте воспринимают выдающуюся музыку - одни из самых очаровательных звуков на Земле, - как удар ремнем по заду». Вот что в нынешней Британии считается образованием: научить детей ежиться от страха, когда они слышат «Реквием» Моцарта или иное произведение музыкального гения.

Камеры с классической музыкой в ​​школе Вест Парк - это лишь последний эксперимент в использовании и злоупотреблении выдающимися культурными достижениями человечества для наказания молодежи.

По всей Британии местными властями организовано проигрывание записанной классической музыки через динамики на автобусных остановках, парковках, около крупных универмагов и в других местах и общественных заведениях. Нет, не потому, что они считают, будто публика оценит эти сладкие звуки (они считают, что мы бескультурные свиньи) - а потому, что они надеются, что такая музыка заставит шумную молодежь избегать этих мест.

Тайн-энд-Сен, на севере Англии, были одними из первых мест в Великобритании, где классическую музыку стали использовать как оружие. В начале 2000-х годов местная железнодорожная компания решила сделать «проблему» - на ее станциях  «зависала молодежь». Молодые люди «не прибегали к преступной деятельности», признали в Тайн-энд-Сен, однако они «матерились, курили и мешали пассажирам». Поэтому  железнодорожная компания поразила их «взрывами Моцарта и Вивальди».   Похоже, успех был ошеломляющим.

Молодежь убежала. «Кажется, они терпеть не могут такую ​​музыку, - гордо сказал представитель железной дороги. - Совсем не круто зависать там, где играют Моцарта». По его словам, наиболее успешно прогоняла молодежь Пасторальная симфония Бетховена, симфония номер 2 Рахманинова и фортепианной концерт номер 2 Шостаковича (в последнем - это можно понять).

В графстве Йоркшир на севере Англии местные власти начали включать классическую музыку через защищенные от вандалов громкоговорители на «проблемных автобусных остановках» с 19:30 до 23:30. Магазины в Ворстери, Бристоле и Северном Уэльсе также прибегают к «выстрелам» классической музыкой, чтобы отвадить беззащитную молодежь.

В Гоуливуди (Северная Ирландия - не путать с Голливудом в Калифорнии) местные бизнесмены призвали местные власти играть классическую музыку, чтобы избавиться от молодых людей, которые плюют на тротуары и рисуют граффити. И очевидно, классическая музыка побеждает уличное искусство: количество граффити уменьшилась.

Ужасы Энтони Берджеса об элите, которая использует высокую культуру как «удар ремнем по заду» необразованной молодежи, оправдалось. В антиутопическом романе Берджеса 1962 «Заводной апельсин», по которому в 1971 году Стэнли Кубрик снял свой знаменитый фильм, безумная власть карает молодого разбойника Алекса «по технике Людовико». Его заставляют в течение двух недель принимать наркотики, вызывающие тошноту, и смотреть фильмы, содержащие насилие - и одновременно слушать Бетховена.

И постепенно у Алекса вырабатываются соответствующие условные рефлексы.

Но он бунтует, - и особенно против использования классической музыки в качестве наказания.

Требуя от терапевтов выключить музыку, он говорит им, что «Людвиг вон» не сделал ничего плохого - он «просто писал музыку». Он говорит врачам, что это грех - заставлять его ненавидеть Бетховена и забирать у него его любовь к музыке. Однако они его игнорируют.

В конце концов, Алекс уже не может слушать свою любимую музыку, не чувствуя себя при этом очень плохо. Очень похоже на школьника в Дарби, который теперь затыкает уши пальцами, когда слышит Моцарта.

Использование классической музыки как оружия многое говорит нам об авторитаризме и культурной отсталости британской элиты. Она настолько отчаянно стремится контролировать молодежь, - но на расстоянии, стараясь непосредственно не сталкиваться с молодыми людьми, - что записывает на камеру все их движения, стреляет в них высокими звуками, ослепляет прожекторами и бомбит Моцартом.

И эта элита настолько мало верит в интеллектуальные способности молодежи, в ее способность и желание участвовать в высших формах искусства, а ведь молодёжь общительна от природы, что воображает, будто Бетховен, Моцарт и все остальные будут отталкивающими для молодых ушей. Конечно, со временем это превращается в пророчество, которое осуществляет само себя.

Опасный мессидж, который посылают молодежи, очевиден: 1) вы - быдло, 2) классическая музыка - это не чудо человеческого мира, а отталкивающее средство против мятежного и несколько антисоциального поведения.

Автор: Брендан О'Нил, для reason.com, Перевод с английского: Артем Чапай.

Посмотрите подарочные наборы для мужчин, скоро ведь праздник. Хотя, в любом случае любимые подаркам рады!

Вы читали: "Моцарт как оружие. Великобритания использует классическую музыку как форму общественного контроля"