Какая музыка вечна? Юрко Зелёный для Би-би-си. 2008 год

Темы: | Раздел: Блог

Юрко Зеленый считает, что украинские группы, которые подражают западным исполнителям, обречены на вторичность

Публикую интервью Би-Би-Си полностью.

Гостем пятничной программы Би-Би-Си 23 мая 2008г. в Киеве был музыковед, филолог и музыкальный обозреватель ФДР-радиоцентра Юрко Зеленый.

Юрко известен в кругу украинских меломанов своим талантом открывать новые группы, пропагандировать украинскую музыку в до сих пор преимущественно русскоязычном ФМ-эфире а также придумывать русскоязычные аналоги на устоявшиеся выражения музыкального сленга, которых у него накопился целый словарь.

Ведущий программы Фидель Павленко открыл программу песней украинской группы 'Скай' и прежде спросил Юрка Зеленого об аналогии музыки группы и раннего творчества британской группы The Police, а следовательно - о заимствованиях и подражаниях в украинской музыке.

Би-Би-Си: Подражание западной музыке - путь к вторичности на мировом рынке?
Отличный музыкальный сайт на котором можно легко найти практически всё, всё послушать и скачать совершенно свободно online music на emusic.md. Здесь вся музыка в одном месте.
Ю. Зеленый: Это группа 'Скай', мои земляки из Тернополя. Но в сравнении с The Police - это очень громкое сравнение. Дело в том, что, как ни крути, но большинство современной украинской музыки сегодня к сожалению идет по следам британо-американской традиции.

Би-Би-Си: А почему 'увы'?

Ю. Зеленый: Потому что это их сразу приговаривает на вторичность на мировом рынке. Как бы они ни крутились, как бы они не пробивались на этот рынок, который, очевидно, больше чем наш внутренний украинский, но они уже там будут вторичны, если не третичны.

Би-Би-Си: Но если идея заключается в том, чтобы пробиться на музыкальный международный рынок, может другого пути нет? Разве что предлагать некий такой строгий украинский фолк, который возможно и найдет отклик в международном музыкальном сообществе, но очень ограничено и исключительно в кругу меломанов, которые уважают только народную традиционную музыку?

Ю.Зеленый: Я придерживаюсь такого мнения и навязываю его начинающим: сегодня все музыкальные средства, все звуковое оборудование является унифицированным, как и на Западе, так и по всему миру, оно уже от одних производителей, одинакового уровня и доступное почти каждому. И на этом оборудовании делать то, что делают все, стандартно, - это уже никому не будет интересно. Поэтому выход один - пользуясь западными техническими средствами, мудро добавлять туда наше народное пение, нашу извечную коренную традицию. Например тот же The Beatles в основе имеет те же извечные английские песни, просто мало кто об этом догадывается.

В то же время, если мы возьмем группу, которая уже неплохо себя зарекомендовала на международном рынке, это молдавский Zdob si Zdub, по сути, они имеют оболочку, доступную мировому слушателю, но в то же время мы все понимаем, что эта песня, этот группа - именно с этой точки на Земле, которая зовется Молдова. Об этом должны помнить и украинские исполнители и к этому стремиться.

Подолянин и Кока-Кола

Би-би-си: Когда мы слушали песню группы 'Скай', Вы упомянули, что это Ваши земляки из Тернополя. Но Вы не из Тернополя, Вы с Черткова. Или Вы кто? Вы тернопольчанин, чорткивець или Вы уже киевлянин?

Ю.Зеленый: Нет, я не киевлянин. Я говорю, что я подолянин, потому что Чертков и Тернопольщина вообще - это, по сути, такой географический ареал, как Подолье, а я живу в Киеве на Подоле, поэтому такая игра слов - там подолянин и здесь подолянин. Но конечно, я считаю себя чорткивцем, таким чертиком, но мои последние школьные и институтские годы прошли в Тернополе.

Би-би-си: Давайте по секрету, мы никому не расскажем, как зовут на самом деле Юрка Зеленого?

Ю. Зеленый: Ну, Юрко Зеленый - это устоявшаяся торговая марка. А какое настоящее имя Кока-Колы?

Би-Би-Си: Тонко! Один из наших слушателей из Тернополя - почти Ваш земляк, Юрий - Леонид Романюк спрашивает, сколько еще необходимо времени, чтобы наконец радиостанции понесли ответственность за незаконное транслирование неукраинской музыки, причем почему русской, да еще почему неклассической. К Вам очень меткий вопрос, потому что Вы представитель ФДР-радиоцентра, который поставляет музыкальную продукцию почти всем радиостанциям Украине. Возможно Вы тоже поставляете это неклассическое, русское и нехорошее?

Как украиноязычной песне попасть в украинский же эфир?

Ю. Зеленый: Вопрос по адресу. Да, ФДР - это частная структура, которая не лишена коммерческой выгоды, и, более того, реагирует на запросы потребителей, поэтому мы делаем так: мы даем доступ ко всей музыке, ко всем песням, которые представлены на текущий момент. Как и зарубежные западные, так и зарубежные восточные и, очевидно, что далеко не в последнюю очередь ко всему-всему новому, что появляется у нас в Украине. А вопрос, когда это все, что является украинским, будет на радиоволнах, это вопрос не к радио, а тема из политической плоскости.

Би-би-си: А может экономической действительности? Спрос и предложение?

Ю. Зеленый: Нет. Понимаете, средства массовой информации, особенно электронные, это то орудие, которое, с одной стороны, может просто промывать людям мозги, а с другой стороны, может людей воспитывать и приучать к чему-то высокому и красивому. Более того, все средства оповещения должны осуществлять такую деятельность, как поиск. Поиск чего-то нового и интересного.
На сегодняшний день эта новаторская суть деятельности, - поиск, он у нас по сути отсутствует как и на радио, так и на телевидении, так и в печатных изданиях. В общем-то у 99.9% всей прессы.

Что касается украиноязычного пения в эфире - это вопрос политической воли. Потому что я отношусь к нашему пространству языкового эфира, как к национальным недрам. Условно говоря, почему государство уверенно не отдаст в чьи-то руки и кому-то в жертву, например, нефтяную скважину или газовую, но в то же время свободно раздает языковое пространство?

Радио или телеэфир - это такие же национальные богатства, как и природные ископаемые. И, по сути, на наших просторах государство не владеет этими недрами. Вопрос не в том, чтобы отдать - нужно, конечно, в частные руки это отдавать. Но правила игры на рынке должны задаваться государством.

Юрко Зеленый, музыкальный критик

Би-Би-Си: Вы не правы. Говорят, что и скважины отдают, и шельфы ...

Ю.Зеленый: Это, кстати, тоже очень плохой пример. Но на самом деле радио или телеэфир - это такие же национальные богатства, как и природные ископаемые. И, по сути, на наших просторах государство не владеет этими недрами. Вопрос не в том, чтобы отдать - нужно, конечно, в частные руки это отдавать. Но правила игры на рынке должно задавать государство.

Би-Би-Си: Собственно, государство и задает правила игры на рынке, принимая соответствующие законы. И, кажется, закон требует от СМИ, в том числе и от радиостанций, чтобы там присутствовал большой процент  украиноязычной продукции, продукции собственного производства. Сколько телеканалов или радиостанций придерживаются требований этого закона - это уже другое дело.

Ю.Зеленый: Эти правила, по которым сейчас все играют - это правила шулерских игр, игры краплеными картами, так назовите мне хотя бы одну волну или один телеканал, который был бы показательно закрыт или оштрафован на огромную сумму за несоблюдение законов.

Более того - сами законы очень двойственные и имеют двусмысленное прочтение. В законах нигде не прописано четко украиноязычие, просто украинский производитель. Грубо говоря, Могилевская или Лобода - это украинский производитель.

Би-би-си: По крайней мере, когда показывают по телевидению какие-то ленты, то есть требование снабдить их хотя бы украиноязычными субтитрами. А что делать с песней? Звучит песня русскоязычная в исполнении Киркорова, а на заднем плане Тарас Петриненко ту же песню исполняет на украинском языке так тихонько, чтобы соответствие было, да?

Ю. Зеленый: Должно быть простое требование, что столько-то эфирного времени нужно на украинском языке. Но не просто требование. Всегда срабатывает пара, и только так срабатывает, - сочетание кнута и пряника.

Би-Би-Си: Кнута, Юрко! Кнута!

Ю. Зеленый: Зачёт! ...но если мы будем только кнутом, это не сработает, это будет вызывать огромное сопротивление, если мы будем только пряником, мы, извините, до тошноты перекормят просто и снова это не сработает. И поэтому, с одной стороны, должно быть достаточно жестокое законодательство, четко придерживающееся ответственными должностными лицами, а с другой стороны, должно быть очень простое дело - хочешь крутить 100% иноязычного продукта? Нет вопросов! Крути! Но все лицензионные сборы и другие начисления, выплаты идут налогом не со 100 процентной накруткой, а с 1000 процентной накруткой. А чем больше ты процентов украинского крутишь, соответственно этот налог, или лицензионный сбор падают и стремятся к нулю. И тогда это будут нормальные правила деловой игры.

Би-би-си: Есть только одна сложность. Потому что такие правила, скажем, есть у импортеров автомобилей. Они накручивают 100% пошлины для того, чтобы ввести неукраинскую продукцию, но если эта продукция пользуется спросом и даже очереди в автосалонах стоят, то им все равно - они заплатят те 100% пошлины за импорт, чтобы вместо украинский Таврии покупать BMV, Volvo или Mercedes, и все равно будут с прибылью. С песнями, наверное, это немного труднее ...

Ю. Зеленый: Труднее почему? Потому что я говорю не о стопроцентной накрутке, а накрутке в тысячу процентов? Предприниматель, который хочет начать новый бизнес, он действительно садится и считает, ему это выгодно. У нас еще до сегодняшнего дня средства электронного оповещения больше остаются придатком политическим, по сути, пропагандой. При такой пропаганде определенных узких политических кругов, это не является сугубо деловой предпринимательской структурой. Это с одной стороны.

С другой стороны, продажа авто не влияет на общее общественное сознание. Радио, телевидение или газеты влияют. И надо с этим считаться.

Рецепты выживания украинской музыки в эру 'гламура'

Би-Би-Си: Вопрос Саши из Киева. Господин Юрий, существует мнение, что в начале 90-х украинская музыка переживала свое возрождение, появлялись рок-группы, как 'Братья Гадюкины ", интересная электронная музыка, однако в 2000-х на смену этому пришел гламур и так называемые 'певческие трусы', как выразился некогда вокалист украинской группы 'Эстетик Едюкейшнз'. Или Вы разделяете такую точку зрения и есть еще надежда для современной украинской музыки?

Ю. Зеленый: Надежда умирает последней, это прописная истина. По поводу взрыва истинно украинской музыкальной традиции, было несколько волн. Действительно, первая привязана к первой Червоной Руте, 89-й год, 88-й, 90-й, как раз время перестройки, агонии Советского Союза. Вторая была связана с успешной Красной Рутой, хрестоматийной, 1997-го года. Сегодня таких взрывов не наблюдается, но я бы это связал с тем, что действительно у нас в Украине традиция никак не поощряется, а с другой стороны, - сегодня есть определенный серьезный застой в мировой музыке.

То что повилазил гламур - это, опять же, государство спускает вожжи на Богом данной территории, волости своей. И поэтому она не регулирует, скажем, сколько может быть передач классической музыки. Вот Вы мне назовите хотя бы одну украинскую радиоволну, которая крутит классическую музыку?

Би-Би-Си: Не назову.

Ю.Зеленый: Я знаю одно название. Это Ренессанс. Они там чуточку джаза, немножко классики крутят. Это киевская станция ...

Би-би-си: Ну да. Но эта программа не посвящена исключительно классике, как вот, например, в Британии есть Classic FM, исключительно классическую музыку крутит ...

Ю.Зеленый: Ну, как говорится, и на том спасибо.

Би-Би-Си: Конечно.

Ю. Зеленый: Поэтому должно быть как? Например, если в том же Тернополе виставляется на тендер частота, допустим, на торги, и если на эту частоту подастся например шесть поисковиков и пять из них будут предлагать очень хорошие сметы и большие деньги, а один предложит гораздо скромнее смету, но выставит ,что это будет не поп-формат, а тех пять, скажем, выставляют в поп-формате, а например классика. Собственно, тогда предпочтение она и должна получить. Почему? Потому что на сегодняшний день разнообразного этого поп и г. .. - Не буду дальше говорить, мы договаривались - этого дешевого формата продукта в Тернополе, например, хватает, а вот классической музыки нет. И понятно, что шансов выиграть этот тендер, этот отбор было бы больше уже априори у тех людей, которые хотят начать такое дело. Ну а у нас же такого нет!

Хочешь играть клип, деньги вперед давай!

Би-Би-Си: Кстати, вот существует у нас канал MTV Украина. Насколько Вы знаете этот музыкальный рынок и людей на этом рынке, правда, что многим украинским исполнителям, если не всем, приходится просто тупо платить взятки за то, чтобы их видеоролики, клипы - назовите правильное слово...

Ю. Зеленый: клип!

Би-Би-Си: ...для того, чтобы клип их транслировали в пространстве, в эфире, просто по телевидению показывали?

Ю. Зеленый: Я вообще в вопросе телевизионном можно сказать экстремист и террорист. Потому что я выступаю вообще против телевидения. Если бы оно в один прекрасный момент исчезло, я считаю, что люди начали бы наконец жить в истинном свете.

Би-Би-Си: ... больше слушать Би-Би-Си! Я тоже за то, чтобы телевидение исчезло! Конечно!

Ю. Зеленый: Даже не только в Би-Би-Си дело. Они бы стали больше друг с другом общаться, читать книги, и перестали бы быть такими, с позволения сказать, зазомбированными болванами, дураками и шутами. Но телевидение делает их именно такими. Это моя утопическая мечта. Относительно того, что мы имеем сейчас. У каждого канала своя политика, есть платные ротации, от этого никуда не деться. Но это не наша выдумка. Такое же есть и за рубежом. Просто за рубежом является определенное равновесие между платным продуктом, где есть деньги, и талантливым исполнителем, которому это дает толчок для плавания в открытом море.
А вот оперативная полиграфия в Москве, особенно в тех случаях, когда нужны флаера!
Би-Би-Си: Да, но парадокс заключается в том, что русскоязычным исполнителям с их клипами не приходится платить за то, чтобы их продукцию демонстрировали на украинском канале, а вот украинцы говорят, что приходится, ибо они не могут конкурировать. Или спроса нет, меньше раскрученные ...

Ю.Зеленый: Комплекс неполноценности у нас еще очень глубоко сидит ...

Би-би-си: И в музыке так же?

Ю. Зеленый: Тем более, что люди, которые управляют этими всеми делами, они не росли на Красных рутах 89-го и 97-го года. Они в лучшем случае росли на "русском роке".Что говорить об их предпочтениях, а тем более о познаниях в этой области! Они просто говорят, что 'украинской музыки нет', потому что они ее никогда не слышали, они ее никогда не видели. Понятно, что если я в Китае не был, китайского языка не слышал, я могу сказать - знаете, китайского языка не существует.

Beatles - народная английская музыка?

Би-Би-Си: Юрко, вдогонку одной Вашей ремарке о Beatles и его корни в английской музыке. Андрей из Днепропетровска спрашивает Вас: приведите пример хитов Beatles ...

Ю. Зеленый: Забойщиков!

Би-Би-Си: ...забойщиков Beatles, основанные на народной английской музыке. Докажите это Диброву с Боярским, ибо они очень этому удивятся. Как по Вашему можно сделать культурно-содержательную музыку популярной среди большинства подростков, каков Ваш рецепт?

Ю.Зеленый: Не надо понимать буквально, что они перепевали чисто фолковые песни. Но есть такое понимание, как по духу, по своей природе, то же Yesterday - это, по сути, народные песни или английские или ирландские джиги, те что повеселее.

Би-би-си: Это правда.

Ю.Зеленый: Это не открытие для любого меломана со стажем, того кто широким кругом музыки интересуется.

О Евровидении

Вопрос из Швеции: Насколько выступления украинских певцов на Евровидении влияют на подъем украинской национальной гордости и развитие украинской музыки?

Ю.Зеленый: Если откровенно - нисколько. Потому что Евровидение - это обычное нормальное коммерческое шоу, или развлекуха, которая строится на том, что пока казаки тратят в корчме свои крейцеры, то корчмарь набивает карманы. К искусству оно не имеет никакого отношения, к возвышению духа и некоего объединения нации - ну, постольку-поскольку. Скажем, футбол тоже как-будто имеет объединения, но на матчах оно происходит, но после него сразу распыляется. Это не то объединение, которое нужно украинцам.

Би-би-си: Но все же распространение по-крайней мере знаний и представления о том что такое Украина - это одно из преимуществ Евровидения.

Би-Би-Си: Вопрос из Запорожья о Евровидении: не является ли это политикой и деньгами?

Ю.Зеленый: Однозначно - деньги. Политика в целом тоже. Если проследить, как ведет себя Евровидение последние несколько лет, то всегда можно найти какую такую закономерность, которая имеет этакую привязку к тем странам, в которых заинтересован западный политикум. Мой совет - не смотрите тот телевизор, не смотрите то Евровидение ... Я последние 4 года имею доступ ко всем записям исполнителей, участвующих в Евровидении. Каждый год из этих около 50-ти записей (учитывая полуфинал) я выделяю для своей частной коллекции только одну песню, которая действительно достойна какого-то внимания.

Би-Би-Си: Победители или нет? Что, вам не понравилась Молитва (песня Сербии, победившая в 2007 году)?

Ю.Зеленый: Конечно лучше Молитва чем Сердючка. Но больше всего мне понравилась песня грузинки.Это был действительно такой модерновый продукт, с одной стороны подогнан под космополитические некие стандарты, мировые, а с другой стороны там было однозначно заложенное естество грузинское и по сути это была песня, сделанная на уровне Бьорк.

Би-Би-Си: Если говорить о политике, какую музыку вы подложили бы под украинскую политику?

Ю. Зеленый: Наша политика - это та попса, которая лезет в наши головы и уши отовсюду. Пережеванное, пережевано и уже то, что нужно только отрыгнуть. Эта музыка и соответствует нашей политике ... Блатняк тоже может быть, но дело в том, что наши современные украинские политики - они же люди бескультурные в массе своей, они же на этом блатняке, на этой попсне выросли - песни под гитару под три аккорда и бутылку водочки, и соответственно, на чем они выросли - то они и любят, а то, что они любят,то они, - как владельцы медиа, нам и «втюхивают». Люди, которые всем этим руководят - они совсем не жили украинской музыкальной сценой, в лучшем случае их познания заканчиваются на песне Червона рута, которая, что удивительно, в Советском Союзе, где все национальное давилось, получила распространение от Чопа до Камчатки.

Би-Би-Си: Вопрос из Ивано-Франковска: украинский шоу-бизнес провинциальный?

Ю. Зеленый: Провинциальный - это значит, что мы имеем где-то центр. Если привязываться, скажем, к Лондону, или Америке - я бы не сказал, что их глобальная модель шоу-бизнеса является идеальной.

Би-Би-Си: Но она генерирует массу средств и поэтому, наверное, и является средоточием?

Ю. Зеленый: Да, по отношению к этому так. Но наша провинциальность - она идет через Москву. В чем наши искажения? Мы знаем хорошо, что происходит в Москве. Мы в принципе хорошо осведомлены, что происходит в Нью-Йорке и Лондоне, но мы ничего не знаем, что происходит у наших других соседей - на польских подмостках, словацких, чешских, балканских ли, и на самой норвежской сцене, которая очень интересна.

Би-би-си: Вопрос от слушателя: на какой музыке вы росли?

Ю. Зеленый: Я вырос на чешском и польском радио, а это было совсем не то радио, которое было в Советском Союзе.

Если появилось окно рекламы, закрывайте его, нажав на крестик справа вверху, или на кнопку "закрыть" снизу слева

09.06.2011 | Вы читали: "Какая музыка вечна? Юрко Зелёный для Би-би-си. 2008 год"


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *